«Physicist Nick Herbert, a supporter of this interpretation, says this has sometimes caused him to imagine that behind his back the world is always «a radically ambiguous and ceaselessly flowing quantum soup». But whenever he tries around and tries to see the soup, his glance instantly freezes it and turns it back into ordinary reality. He believes this makes us all a little like Midas, the legendary king who never knew the feel of silk or the caress of a human hand because everything he touched turned to gold. «Likewise humans can never experience the true texture of quantum reality», says Herbert, «because everything we touch turns to matter».
«Физик Ник Герберт, сторонник этой интерпретации, говорит, что это иногда заставляло его вообразить, что за его спиной мир всегда является «радикально неоднозначным и непрерывно текущим квантовым супом». Но всякий раз, когда он пытается разглядеть суп, его взгляд мгновенно замораживает его и превращает обратно в обычную реальность. Он считает, что это делает нас всех немного похожими на Мидаса, легендарного царя, который никогда не знал ощущения шелка или ласки человеческой руки, потому что все, к чему он прикасается, превращалось в золото. «Точно так же люди никогда не смогут ощутить истинную структуру квантовой реальности», - говорит Герберт, «потому что все, к чему мы прикасаемся, превращается в материю».
Эта расхожая цитата из книги Michael Talbot «The Holographic Universe» порой воспринимается, как откровение. По крайней мере, я, впервые читая эту книгу, невольно остановился и резко повернулся, заглянув себе за спину. Никакого супа.
Тем не менее, я тоже являюсь «сторонником этой интерпретации». Одно меня настораживает.
Если квантовый суп нагло плещется у меня за спиной, могу ли я полагать, что спина моя и всё, что к ней прилагается, не пребывают в состоянии суперпозиции, то есть находятся в каком-то стационарном состоянии?
Ну, то есть, являюсь ли я сам и мой мозг частью этого квантового супа, или нет?
Мне кажется очевидным, что да, и я, и мой мозг сложно признать чем-то уникальным, и я пребываю в состоянии суперпозиции.
Одна из уже пресытивших моделей суперпозиции – это пресловутый «кот Шрёдингера», являющийся одновременно и живым, и мёртвым. Если проще - кто-то подходит к вам сзади, закрывает вам руками глаза и задаёт идиотский вопрос: «Угадай, кто это?» Если ни руки, ни голос не дают вам никакой подсказки, вы можете часами перечислять имена, - это и есть что-то вроде состояния суперпозиции, тот самый quantum soap. И лишь увидев этого неутомимого joker’a, вы перейдёте в состояние определённости (если вам вообще известен этот тип).
Именно так - уж где-где этого квантового супа навалом, так это в нашей голове. Большую часть жизни сознание человека пребывает в состоянии суперпозиции. То есть какие-то процессы «там», разумеется, происходят, но они совершенно неосознаваемы нами и неподвластны нашему контролю. И лишь когда мы вдруг начинаем пыжиться, пытаясь подчинить себе процесс мышления, - только тогда вдруг нам начинает казаться, что внутри нашей головы выстраиваются какие-то по́лки, появляются каталогизаторы и арифмометры, компасы и астролябии.
Это и есть «мидасово проклятье» - то, на что мы обращаем внимание, становится упорядоченным. Отвлекись на лай собачки за окном – и тут же все эти по́лки и арифмометры псу под хвост. Содержание нашей головы снова вне нашей власти, снова она «сама по себе», как кот Шрёдингера.
Правда, остаётся самый главный вопрос: коли я всё-таки в состоянии сосредотачиваться и отдавать себе отчёт в том, что обладаю самосознанием и в состоянии контролировать поток своего мышления, значит ли это, что сей таинственный «я» всё же не является единосущностью квантового супа? А если так, чем он является?