
Не сразу, довольно медленно приходит ко мне простое осознание: сколь бы я не читал, сколь бы я не восхищался творениями иных авторов, книги – всего лишь мёртвые листья, о которых можно распевать меланхолические песни, можно складировать их в бесконечные гербарии, но мертвенность их очевидна.
Любая беседа с правильным человеком заменяет невесть сколько прочитанных страниц, а то и томов. Из плоскости мёртвого листа мысль разом свивается в объём, в какие-то сложнейшие топологические структуры, становится динамичной и на диво противоречивой, - причём противоречивость вдруг превращается не в порок, а в достоинство.
Беседа может быть торопливой, неряшливой, рваной, но в процессе её рождается что-то, чему нет объяснения, - от слов и пассажей речи тут же образуются некие побеги, связи, образующие пространство смыслов вместо плоскости того или иного (довольно искусственного) нарратива.
Маясь временным отупением, за полчаса телефонного разговора с правильным человеком я понапридумывал кучу новых идей, сюжетов, какие-то иные потоки мысли потянулись невесть куда, и не знаю ещё, куда они меня выведут.
Массовое оглупление населения Земли связано, как мне кажется, именно с тем обстоятельством, что вместо поиска правильных людей мы уткнулись носом в экраны своих гаджетов, довольно искренне полагая, что чем больше слов и картинок мы усвоим, тем шире станет наш кругозор, тем больше пресловутых нейронных связей образуется в нашей башке. Так-то оно, быть может, и так, связи, быть может, и образуются, но вот то, о чём я пытаюсь сказать, не явится. Живое взаимодействие с человеком-триггером, человеком- инициатором, - да ничем его заменить невозможно. Ни интерактивными «обучающими» программами, ни какими-то идиотскими диалогами с ИИ, ни-чем.
Другое дело, что совершенно непонятно, как ЭТО работает.
Единственно, о чём можно говорить определённо: ЭТО работает только с правильными людьми. Окружите себя толпою НЕ ТЕХ собеседников, щебечите сутками – никакого эффекта вы тем не достигнете. А вот как обрести ТЕХ, - я право, не знаю.
Но если, как говорится, суждено, никуда они от нас не денутся, а мы, в свою очередь, довольно скоро поймём, что это именно они.