
В голове каждого человека с раннего детства формируются образы его отношения
к родителям
к женщине
к детям
к семье
к мужскому и женскому вообще
к дружбе
к власти
к долгу и принуждению
к достоинству и бесчестью
к удальству и осторожности (иначе сказать, к храбрости и трусости)
к должному и недостойному
к смешному и трагичному
к дозволенному и запретному
к прекрасному и безобразному
к достатку и бедности
к деньгам вообще
к образованию
к карьере (дозволенному и недозволенному на карьерном пути)
(…)
Список можно продолжать и далее, но главное, как мне кажется, перечислено. Когда весь этот кажущийся разнородным комплекс образов уже сформирован (14-20 лет), он превращается в монолит, практически неспособный к изменениям. Единственная возможность «переформатирования» - это накладывание на эту сложнейшую схему какой-то новой (скажем, перемещение человека из одного типа культуры в другой), - но старая, базовая, оттого не исчезнет и впредь никуда не денется.
Оттого я всегда скептически относился к всевозможным прожектам по поводу «синтеза культур» - если он и возможен, то лишь орнаментально, кисейно-кружевно́. Это очень хорошо видно на различных музыкальных проектах в духе «синтеза музыкальных традиций» - да нет там никакого синтеза, «побеждает» либо одна участвующая сторона, либо иная, и не услышит это только глухой.
Поскольку и музыкальная национальная традиция базируеся всё на тех же перечисленных началах, и она – всего лишь переложение моральных и мировоззренческих традиций на музыкальный язык.
Мне припомнилась знаменитая «свадьба в Сузах» (324 г. до н.э.), когда Александр Македонский, один из первых апологетов «глобализации», устроил бракосочетание 10.000 рядовых воинов и 90 особ из своего ближайшего окружения с женщинами покорённых народов, в первую очередь – Персии, Бактрии, Мидии, Парфии, Согдианы. Ну, и себя не забыл, сразу на двух женился, помимо уже имевшейся супруги.
После смерти Александра большая часть его «гвардии» тут же развелась со своими восточными жёнами – лишь двое-трое из девяноста оных сохранили.
Что-то с тех пор, конечно же, изменилось, но и нынче умиляться всему этому интернационалу, иначе говоря, вавилонам этим, может только совсем уж наивный человек. Или же очень циничный человек. Противоположности сходятся.