gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

ХЭ-ХЭ-И



Некая дама в плохом сериале восклицает: «Ах, неужели такое возможно в XXI-м веке?!»
*
Я думаю, подобную фразу слышал каждый, и не только в плохих сериалах. А кто-то эту фразу продумывал, а кто-то произносил. Мне всё же искренне интересно: ужели люди, восклицающие «Ах, неужели такое возможно в XXI-м веке?!», могут произносить это искренне, в здравом уме, не по принуждению и не за щедрое вознаграждение? Может, они слепы? Может, их долго держали взаперти в каком-нибудь маленьком искусственном раю? Короче говоря, какой дурак может вообразить, что пресловутый XXI-й и предшествующий (по большому счёту, ещё не завершённый) XX-й века имеют какие-то невероятные преимущества морально-нравственного плана перед веками иными, о которых 99% охателей-ахателей вообще никакого понятия не имеют? Разве что киношку какую посмотрели или дешёвую книжку с картинками глянули…
*
Что может подтолкнуть вполне нормального, казалось бы, человека, к странной мысли о том, что время – это сито, которое отсеивает всё-всё плохое и оставляет в закромах всё-всё хорошее? Что, люди с возрастом становятся всё умнее и гуманнее, милосерднее и сложнее? Да, есть такие старики, но, да простится мне, таковая старость не является правилом, но лишь исключением. И, глядя на капризную и мнительную, злую и неумную старуху, мы отнюдь не преисполняемся умиления и ожидания точно такой же старости. Так почему к эпохе, которая нам выпала в качестве ПМЖ, мы столь прекраснодушно нетребовательны?
*
И с чего нам становится возможно предполагать, что после великих кровопусканий XX-го столетия, после всей этой похабщины, которая пронизывает весь минувший век, мы вдруг опомнились, всё учли, от чего надо, отреклись и стали шёлковыми?
*
Читая знаменитую статью Конрада Лоренца «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» (1972), икаешь через строку, потому что полвека назад было уже вполне ясно, к чему идёт т.н. «цивилизованный мир».
*
Умное слово «индоктринируемость» (глава 8) превратилось в кошмар добровольной стадности, в линейку простейших технологий, благодаря которым управление массовым сознанием из какого-то жреческого колдовства-камлания выродилось в ремесло, овладеть которым может любой дурак, дорвавшийся до власти и контроля над СМИ.
*
Печальное «разрыв с традицией» (глава 7) обернулось появлением целых наций, полагающих, что история мира началась с недавних пор, вот, как стали себя осознавать, тут всё и началось. Джоны-Хуаны-Яны-Йоганны-Иваны-родства-не помнящие совершенно серьёзно полагают, что именно их пребывание-во-времени и есть главная веха в истории человечества. Мало кто знает, что означает латинское «Hic et nunc», но очень ловко сверяют свою жизнь именно с этой фразою.
*
Трудно себе представить более уморительное зрелище, нежели дебил, обуреваемый манией величия, - но когда подобный поведенческий «тренд» становится достоянием масс, тут уже не до веселья. Выросло уже несколько поколений, для которых какой-то порнографического пошиба нарциссизм – это отнюдь не «порок», от которого при желании можно избавиться, этот нарциссизм у них – элемент программной оболочки, с удалением которого рушится вся система. Именно эти поколения изобрели удивительную разновидность солипсизма, которую можно описать примерно так: «Мир мне должен, потому что я единственный существующий на свете человек, но я не должен миру, потому что мира не существует».
*
«Тепловая смерть чувства» (глава пятая), оформившись и обретя силу, превратила обывателя в свинью-копилку маленьких доступных удовольствий. Ты должна быть счастлива и безмятежна, говорит себе свинья-копилка, засовывая в себя очередное «вкусняшко», что бы оно собою не являло. Всё же, что может повлиять на копилку негативно-травмирующе – табу, трефа́, западло.
*
«Гиганты духа» XXI-го века фетишизируют свои смартфоны, без которых они и шагу ступить не могут. «Творцы и созидатели» XXI-го века дают смешные имена своей бытовой технике и довольно часто беседуют с ней. «Сверхчеловеки» XXI-го века, окружённые и пронизанные товарным духом, по большей мере помышляют лишь об одном: как бы подороже продать себя, и чтобы попользовали их недолго и не больно? Потребители и покупатели сами превратились в товар, и единственный грех, который они могут себе представить и которому ужасаются - остаться непроданными, хохо, «нереализованными».
*
И вот некто, наделённый хотя бы вышеперечисленными свойствами, может серьёзно задаваться вопросом «Ах, неужели такое возможно в XXI-м веке»? Вообще-то стоило бы задаться вопросом иным: как весь этот сарай-небоскрёб до сей поры не рухнул?
Tags: Моралите
Subscribe

  • * * *

    Впору воскликнуть ну и дела Случай необычаен Пятые сутки как со стола Падает кружка с чаем Медленно медленно словно во сне Падает и выливается Так…

  • НЕТИ НЕТИ

    Одна из самых противоречивых и тем привлекающих к себе рефлексий недавнего времени, мне кажется, является вот эта, из книги Джона Фаулза…

  • ДОЧЬ ГЕНЕРАЛА КРУГЛОВА

    В эпоху, когда с героями ли, примерами ли для подражания весьма и весьма туго, многим приходится нелегко, ибо привычка сравнивать себя с другими,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments