gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

ТАМ ЧТО-ТО ЕСТЬ



Время от времени берусь за довольно тщательное изучение одной книги с завлекательным заголовком: «Проективный философский словарь. Новые термины и понятия. Под ред. Г. Л. Тульчинского и М. Н. Эпштейна. СПб., Алетейя, 2003», Кстати, вышел и второй выпуск, но когда я до него доберусь, Бог весть.

Сегодня принялся изучать статью, начало которой здесь и приведу:

«Бедная религия, минимальная религия (poor religion, minimal religion) - вера в Бога, лишенная признаков конкретного вероисповедания, отвлеченная от исторических, национальных, церковных традиций; атрибуты веры, общие для всех или многих религий. Термин «бедная» в данном выражении лишен негативного оттенка и обозначает тот минимализм, который присущ многим явлениям культуры конца 20 в».

Чтобы стало понятнее, о чём идёт речь, не обойдусь без ещё одной цитаты:

«Представим себе молодого человека из типичной советской семьи, на протяжении трех-четырех поколений начисто отрезанной от каких-либо религиозных традиций. Слыша в своей душе некий призыв свыше, голос Иного, этот молодой человек никак не может определить, куда же ему идти, под крышей какого храма укрыться. Все исторические религии ему равно далеки, а голос раздается все ближе и ближе. Молодой человек идет в православный, или католический, или баптистский храм, в мечеть или в синагогу, - и всюду видит исторически сложившиеся формы богопочитания, тогда как ему хочется знать Бога целым и неделимым. Человек ищет веры - а находит вокруг одни только вероисповедания.

В этом разрыве между верой и вероисповеданиями и возникает бедная религия, не имеющая ни устава, ни книг, ни обрядов. В 1970-е - 1990-е гг. из атеизма уходит гораздо больше людей, чем приходит в храмы. Они уходят - и не доходят, остаются где-то на распутье, в точке равного приятия всех вер как ведущих к единству веры».


Этот текст отозвался во мне – и потому, что знаю довольно много хороших и умных людей, которые не знают, что в действительности принадлежат к адептам «бедной религии». И потому, что, будучи православным христианином, я, тем не менее, по сию пору не воцерко́влен.

Видно, что авторы статьи довольно благожелательно относятся к бедолагам «из типичной советской семьи», - они действительно были выдраны из процесса преемственности русской культуры, а «Основы научного атеизма» с подачи «неистового Никиты» с 1959 года преподавались в ВУЗах. Вот ещё одна цитата:

«Обычно люди приходят к Богу через храм, куда вступают еще детьми. В постатеистической России люди приходят в храм через Бога».

Но приходят в храм единицы. Большинство же продолжает возбуждённо шевелить пальцами и путанно говорить: «Ну, да, я давно догадываюсь о том, что ТАМ ЧТО-ТО ЕСТЬ. Но я не знаю, что с этим делать».

Однако мне кажется, что в эту жалостную картину следует добавить желчи.

Главная причина, благодаря которой возникла «бедная религия», отнюдь не в смятенных духовных исканиях и слабости человеков. Корень всего – в их гордыне. А гордыня оная корни свои имеет отнюдь не в советском атеизме, а в любимых мною пьяных воплях Сатина:

«Человек может верить и не верить… это его дело! Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен!.. Человек – вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это – огромно! В этом – все начала и концы… Всё – в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Выпьем за человека, Барон!»

Разумеется, выпивают.

«Маленький человек» века XIX-го, какой-нибудь там несчастный зашуганный Башмачкин, вдруг слышит аплодисменты и понимает, что оные аплодисменты – ему, ничтожному, потому как пришло время не унижать его жалостью, а уважать. Он не сделал ничего достойного и не сделает впредь, но к хорошему привыкаешь быстро, и вот уже «На дне» господина Горького идёт на всех сценах мира, и все рукоплещут Башмачкину-Сатину-Кому-Угодно.

По факту рождения ты велик и могуч, Че-ло-век! Всё же удивительно, как скоро эта безумная мысль овладела умами миллионов – и, господа, это многим не понравится – все деяния века минувшего являются следствиями этого самого: «Че-ло-век!» Я не говорю о том, что в этом заблуждении было только зло, отнюдь, но когда оно стало уже дурно пахнуть (к концу века) – пора была бы уже от него и откреститься. Куда там. Оно с тем же упорством (упоротостью) вдалбливается в головы молодым да ранним, и тех ещё как вставляет.

Наивульгарнейший гуманизм торжествует, хотя воняет от него ещё пуще (но своё, как известно, не пахнет). И вы предлагаете этим сатиным XXI-го века склонить свои выи перед алтарём христианского Бога? Да у них, кроме этой тухлой гордыни, за душой ничего не сыщешь – и вы предлагаете им отказаться от того, чем они ещё худо-бедно живы? Не дождётесь.

Именно из этой гордыньки исходит столь популярная нынче затея, именуемая «антиклерикализм». Все эти довольно убогие карикатуры в сети, все эти руморологические штудии и фантазии, - ну ладно бы они исходили от всяких там беглых чернецов, Гришек Отрепьевых, которые хоть как-то ориентируются в клерикальном мире. Но когда какие-то школьники, какие-то непонятные дяди и тёти с глазами вразлёт – что это, как не гордынька?

Рассуждение их примерно таковое: «Вы полагаете, что являете собой чуть ли не высшую моральную инстанцию? А почему вы отказываете мне в том же самом? Мы все одним миром мазаны, мы все равны, ибо Че-ло-век! Это звучит гордо. А коли вы не отступите в своих заблуждениях, в своём маркобесии… макробесии… ну, вы поняли…. я вас буду мазать дерьмом до той поры, пока не признаете, что Че-ло-век! Это звучит гордо. А не ваши там всякие гоги-боги».

Так что ожидать, что сей вульгарный гуманизм вдруг лопнет, как мыльный пузырь, и всё будет хорошо и даже более того, - не стоит. Гордыня исходит из души человека, когда там поселяется страдание. Стоит признать, что глобальная гордыня может в конечном итоге привести к такому страданию, с которым многим уже не справиться.

Потому мы прекраснодушно будем надеяться на перевоспитание, моральную и (чего там) материальную заинтересованность, - глядишь, оно всё и сделается само собой. Ура.
Tags: Моралите
Subscribe

  • В ОЖИДАНИИ КАНКАНА

    Пу – солнце нашей поэзии, Нани – супруга солнца. Пу и Нани на званом приёме, народу великое множество, музыка играет, штандарт скачет. Нани…

  • НУДЬГА

    Гвардей Цытыла в гостях у семейства Боредомовых. Сидят за обеденным столом: Акакий Боредомов, Мальвина Боредомова, их чада Уксус и Китай. Под…

  • КАРТИНЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

    1. Непутёвое дитя Ардальон учит букву «аз». Ардальон: Аз! Аз! Аз! Аз! Аз! Появляется мать его, Митральеза. Митральеза: Почто ж ты у нас такой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments