
Тема, о которой говорят все и не говорят ничего – это ответственность толпы. Хочет того или нет Совестливый Читатель, довольно часто он сам – толпа, хотя признавать ему этого совсем не хочется. Для самого себя он был и остаётся, по меньшей мере, индивидом (не-делимым), по большому счёту, личностью.
*
Признаться самому себе, что в момент времени Х он, индивид, личность, разом лишается индивидуальной программной оболочки и переливается в программную оболочку охлоса (толпы) означает признать и то, что он несамостоятелен, ведом, ибо сам факт «переключения» с личностной программы на алгоритм толпы от него совершенно не зависит: это происходит, скажем так, «автоматически», а можно сказать, что извне.
*
Потому уверить человека в том, что он в какой-то момент превратился в стадную особь, почти невозможно. Он будет отстаивать свою «инаковость», «нестадность» до потери пульса. Понять его несложно: так уж мало осталось того, что для нас свято и нерушимо, что отнятие и этого вовсе сведёт нас к сообществу баранов.
*
Чтобы немного хотя бы уяснить, что же это такое, временная потеря личности и переход «под крышу» социального животного,
люди моего и более старшего возраста могут вспомнить странное воодушевление во время первомайских - ноябрьских демонстраций (в Томске – по площади Революции, ныне Новособорной), и не менее странное опустошение после прохождения, когда возникало совершенно конкретное желание опьянеть, тем самым задавить эту внутреннюю пустоту
я всегда вспоминаю стадион «Труд» во время футбольных матчей – как остервенело и дико орут вполне вменяемые люди, как неудержимо исторгают из себя самые мерзкие слова милые нимфетки, какая жажда разрушения видна в облике и оскале множества молодых да ранних
невозможно не упомянуть об «эффекте зала», когда какой-нибудь «стэндапер» со сцены порет какую-то похабщину, - и народ хохочет-ухохатывается. Стоит развести «народ» по комнатам и показать то же выступление каждому индивидуально, никто даже не ухмыльнётся
хрестоматийным представляется стремление тех или иных политиков «вывести людей на улицу»; покуда вы дома – вы индивид-личность. «На улице» вы всего лишь часть организма эгрегора.
Мне близок образ эгрегора в интерпретации того же Переслегина:
«Эгрегоры относятся к числу высокоорганизованных квазиживых объектов со сложным поведением». Или же
«Можно определить эгрегор, как общее психо-семантическое поле больших групп людей, выделенных по какому-то значимому признаку: христианский эгрегор, национальный эгрегор и т.п. Понятно, что такой объект подпитывается личностной энергетикой своих адептов, и в этом смысле можно говорить о паразитизме».
*
То есть, господа, когда вы, роняя слёзы умиления, вторите кому-то: «миииилая мояяяя сооолнышко леснооое» - вы уже не личность, вы часть квазиживого организма, именуемого «эгрегор КСП». Если кому-то действительно кажется, что в словах:
«Электрический свет продолжает наш день,
И коробка от спичек пуста,
Но на кухне синим цветком горит газ.
Сигареты в руках, чай на столе - эта схема проста,
И больше нет ничего, всё находится в нас», -
- есть какой-то реальный смысл, то мне этого «кого-то» искренне жалко. Вернее, смысл есть, но на личностном уровне он отсутствует, на уровне же «социального организма» - это мантра коммуникации. «Харе Кришна, харе Кришна».
*
Индивид время от времени испытывает желание стать Никем, - стать Толпой, потому что долго тащить бремя ответственности за себя и свои поступки довольно утомительно. Оттого, должно быть, очень часто превращение в Толпу именуется «хочется отдохнуть».
Иногда это проходит вполне безобидно: «миииилая мояяяя».
А вот жители Ершалаима в своё время отдохнули по полной программе: «Распни его! Распни его!» И распяли.
Или граждане Афин тоже отдохнули, приговорив Сократа к изгнанию из города. Согласно легендарному преданию, обвинителей Сократа, Анита, Мелета и Ликона, позднее также изгнали из Афин. Вряд ли это так, однако se non è vero, è ben trovato*. Праздник должен продолжаться во что бы то ни стало.
Вспоминается «праздник демократии» в Москве после ликвидации ГКЧП в конце августа 1991 года. Ликующие буратины во время демонтажа памятника ФЭД. Вот это помнится: из какого-то корпуса ЦК КПСС изгоняют испуганных мелких чиновников партийного аппарата, они проходят через живой коридор «демократов», «революционеров», короче, всякой швали московской, которая отпускает остроумные замечания и настроена весьма агрессивно. Ах, дали бы им слабину, вот отдохнули бы…
*
Уж ладно, таких примеров легион и отдельная когорта. Посмею вернуться к началу: «ответственность толпы».
Толпу бессмысленно стыдить, а если ей угрожать, она, в конце концов, выдаст из своих недр на суд и расправу нескольких совсем уж бестолковых.
Толпа не совершает поступков и преступлений, - это, господа, называется, «стихия». Толпа распадается на индивидов, которые возвращаются домой и шепчут своим крутобёдрым домохозяйкам: ты знаешь, моя сосисочка, я нынче был свидетелем ух не скажу чего.
Именно «свидетелем», ибо для вернувшегося в свою программную оболочку индивиду и в голову не может прийти идея личной вины.
И вот тут мы подходим к самому неприятному: в свете всего вышесказанного неужели кому-то кажется нелепой идея коллективной ответственности, от которой все шарахаются, как от чумы? Возражения против понятны: вместе с виновными будут наказаны и невиновные. Так чем сие лучше того, что в противном случае не будет наказан вообще никто? Злодеи же довольно быстро сообразят, что им предоставлен carte blanche. Так они, кстати, давным-давно это уяснили.
*ит. «даже если это неправда, это хорошо придумано»