gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

СПРАШИВАЕТЕ – ОТВЕЧАЕМ. СЕЙЧАС ВЫЛЕТИТ

7d503f77e0c9

«Дорогой Гвардей Цытылы. Пишут тебе твои постоянные корреспонденты, пионеры Сургута. У нас радость – нас наконец-таки сфотографировали. К нам в дружину приехал какой-то Эдмундо Рос, говорил только по-испански, мы ничего не поняли, но потом нас вместе сфотографировали. Фотографию прилагаем к письму.

Вот, собственно, о том и наш вопрос. Дорогой Гвардей, скажи, а зачем люди фотографируются? С искренним уважением, твои пионеры Сургута».


Здравствуйте, дорогие мои!

Мне кажется, вас жестоко обманули. Эдмундо Рос умер в 2011 году, так что, скорее всего, к вам приезжал какой-то его двойник, зарабатывающий деньги на былой популярности Эдмундо. Эк’ его занесло, аж в Сургут, где народ вряд ли массово увлечён румбой, мамбо да сальсой с ча-ча-ча. Впрочем, давно не был я в Сургуте, так что, быть может, я и ошибаюсь.

Дорогие мои пионеры! Я не знаю, зачем люди фотографируются. Хотя, что там, и сам порой грешу этим делом.

Самое знаменитое объяснение фотографирования – «на память». Фраза сама по себе довольно бессмысленная: если у человека есть память, он и так всё помнит. А если память отшибло, то как ему помогут какие-то бумажки с картинками?

Так ведь и это самое «на память» весьма странное: возьмёт человек сто своих фотографий, пересмотрит их, выберет три, скажет: вот я какой, а остальные – не я. Спросишь: это почему? – скажет: они не получились. Как так – «не получились»? - А свет неправильный, поза мне не свойственная, и иное прочее, всё не так. А почему это ты должен решать, ты это или не ты? Это же всего лишь краска, размазанная по бумажке? Кроме того, кто лучше знает тебя – те, кто тебя постоянно видит со стороны, или же ты сам, пару-тройку раз за день повертевший задом возле трюмо? И вообще, как ты можешь проецировать себя, трёхмерного, в двумерное пространство? По каким критериям ты полагаешь вот это двумерное изображение более похожим на себя-трёхмерца? Это не бред ли?

Ну, да вопросов возникает более чем достаточно. Итог один: то самое «на память» превращается в очень избирательный процесс. Вот эти 97 картинок я помнить не желаю, а вот эти три – это на память. В день такой-то я был таким-то, потому что я хочу, чтобы было именно так, а не иначе.

Вся несуразность ситуации состоит в том, что у огромного числа самозапечатлянтов весьма специфические представления о собственной внешности, мимике, множестве иных тонкостей. Оттого в момент фотографирования они принимают именно ту, формировавшуюся годами конструкцию, которая, по их мнению, отражает все их самые замечательные черты и качества. Но происходит всё как раз-таки наоборот. С появлением же социальных сетей, куда можно вываливать всё, что взбредёт в голову, произошло страшное: все эти маленькие доморощенные эстетики, все эти странные представления о том, «как чтобы красиво», стали достоянием всех и вся. Объединяясь же, сплетаясь в некий огромный организм, эти эстетики порождают ещё одну «новую нормальность» - это когда примерно на треть ниже нормы.

Ладно же, ответ мой затягивается.

Итак, милые мои пионерчики, вот вам summa summarum.

1. Люди не знают, зачем они фотографируются. Если бы господин Дагер не изобрёл свою адскую машину, если бы его последователи не превратили её в фотоаппарат, никто бы особо и не страдал без всей этой машинерии. Я же не страдал всё своё детство от отсутствия смартфона? Точно не страдал. То есть люди ведут себя забавно: им дают какую-нибудь игрушку-погремушку, они и играют ею до той поры, пока она не превращается в некий фетиш, без которого они действительно уже не могут. Игрушка-погремушка превращается в ведущего, а мы – в ведомых. Впрочем, это давно уже общее место.

2. Люди фотографируются для того, чтобы оставить у самих себя и у окружающих самое приятное (как им верится) впечатление о себе. Вряд ли у кого-нибудь на стене висит фотография, изображающая хозяина в свински пьяном виде, валяющегося в непотребстве и грехе. Потому все эти бесчисленные фотографии на фоне Тадж-Махала, Пизанской башки, яхты Абрамовича или верхом на дохлом медведе - всего лишь дань невинному самообману: повысить свой статус за счёт антуража. Мы, право, редко когда довольны собой, тем чаще этот самообман превращается в привычку. Человек редко задумывается о том, что, фотографируясь «на фоне» или «с Клинтоном в Овальном кабинете», он, напротив, принижает себя, сам превращается в довольно нелепый антураж.

3. Люди фотографируются исходя из странной веры в то, что они живут во времени, а вот эти самые фотографии – это такие вешки, по которым можно восстановить свой жизненный путь. Ставим вешку, натягиваем бечёвку, проходит полсотни шагов, вбиваем новую вешку, привязываем к нему бечёвку, и так далее. Иллюзия линейной жизни, доселе являющаяся непреложной догмой, она просто так, раз-два, не исчезнет. Люди, разглядывающие свои старые фотографии, с мистическим трепетом осознают, что жизнь – это не сон, что было вчера, и год назад – тоже было, и десять лет назад – тоже. Пускай они обманываются, но, покуда им не предложено новой парадигмы, можем ли мы их осуждать?

Вот, в самых общих чертах, милейшие пионеры Сургута, мой незатейливый ответ на ваш вопрос.

Пишите. Жду. Гвардей Цытыла
Tags: СПРАШИВАЕТЕ - ОТВЕЧАЕМ
Subscribe

  • ОЙ МОРТИДО РАЗЫГРАЛОСЬ ЧТОЙ-ТО ВВЕЧЕРУ

    Мне всегда становится странно, когда, скажем, в YouTube какой-нибудь ужасно протестный ролик, разоблачающий всех и вся, неоднократно прерывается…

  • ОЙ, НЕ ДАВАЙТЕ МНЕ ДИКТАТОРСКИХ ПОЛНОМОЧИЙ,

    я такого наворочу… Вот, например, в области массовых коммуникаций разом исчезнут все виды рекламы. Останутся специализированные газетки и столь…

  • ФУТУРОЛЕПСИЯ

    В каждой политической либо социальной конструкции пребывает элемент (локальная ли структура), на которой вся эта конструкция базируется, которая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments