Принцип удобства и практичности, торжествующий второй век кряду, для многих давно ставший навязчивой идеей, сыграет с нами плохую шутку. У его развития нет предела, оттого практичность давно уже потихоньку подменяет мораль. Когда некий недоросль настойчиво уверяет меня: но ведь это очень удобно! – я говорю ему: коровы давно доказали нам, щепетильным, как удобно срать на ходу. Так что мешает нам последовать их примеру? Никакой беготни в поисках туалета, никаких неврозов, освободись, воспрянь.
Нет, покуда этот достойный пример кажется недорослю чрезмерным и искусственным. Хотя что может быть естественнее мерных ляпов коровы, даже не обращающей внимания на эволюции своей физиологии? Так что всё впереди. Надо только выучиться ждать.
Во-вторых же, практичность несессера признаётся не всеми, но она вполне безобидна. А вот практичность той же пластиковой карты настолько уж очевидна, что невольно забывается байка о Троянском коне. Я с несколько брезгливым любопытством наблюдаю, как молодые люди расплачиваются в маршрутках с помощью карт – для водителя это суетно и ненужно, для юноши же это прямо какое-то воскурение фимиама на алтаре прогресса и новаторства. Всем своим видом он говорит: даже если у меня в кармане завалялись 22 рубля, я буду принципиален и не позволю презренному металлу помешать торжеству диджитал-транзакции. Cash – для малолеток и старух, настоящие джедаи расплачиваются только цифрой.
Причём ясно, что эти недоделанные джедаи в конце концов победят, но странным образом тем самым обеспечат торжество Dark Force. У меня это не вызывает ни тени сомнения, оттого, должно быть, я поглядываю на наступление легионов пластиковых прямоугольников, своеобразную «армию клонов», с обречённым интересом.
Для меня очевидно и то, что если бы человек изначально, с адамовых времён, был безупречно практичен и действовал лишь исходя из соображений удобства, он создал бы страшный мир, в котором не было бы места совершенно непрактичной добродетели и совершенно иррациональному творческому началу.