gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Category:

ПРОИСХОДЯЩЕЕ

0d1a2e4fa3c3d5883db0b78f43b3860e68b200ca

«Siglos de siglos y sólo en el presente ocurren los hechos; innumerables hombres en el aire, en la tierra y el mar, y todo lo que realmente pasa me pasa a mí...»

«Века проходят за веками, но лишь в настоящем что-то действительно совершается: столько людей в воздухе, на суше и на море, но единственное, что происходит на самом деле, - это происходящее со мной» (перевод Б. Дубина)

(«Сад расходя́щихся тро́пок» (El jardín de senderos que se bifurcan))


Действительно, сколько бы мы не корчили из себя объективистов-позитивистов и невесть кого ещё, в действительности в каждый из нас самый настоящий, выставочный-подарочный солипсист.

Единственный источник, который нам даёт информацию о внешнем и внутреннем мире – это мы сами. Нет, конечно, никто нам не мешает слушать умных дядь и тёть, читать книги, смотреть фильмы, - но то, что мы получаем в результате, это лишь плоды обработки внешней информации нашим скромным арифмометром, который мы почему-то громко именуем «сознанием».

Если кто-то всё же обладает возможностью получать знания, образы и эмоции помимо себя, помимо своих сенсоров и локаторов, помимо фильтров, кодеров и декодеров - вот так, напрямую, непосредственно, - я, право, даже не знаю, завидовать ли ему, или возопить горестно о его несчастной судьбе.

Возьмём же двух возлюбленных, поселим их в замкнутом объёме какой-нибудь пасторальной усадьбы, обяжем их каждое утро час-полтора посвящать ведению дневников (двух, разумеется), в которых они описывали бы прожитые уже день, вечер и ночь. После же сравним эти тексты, поражаясь тому, как одни и те же события вызывали категорически разные эмоции, а многое из произошедшего вообще не укладывалось бы в одну событийную канву или же было рассинхронизировано.

При отсутствии внешнего наблюдателя нам бы пришлось довольствоваться лишь этими источниками. И вот вопрос: какой бы из двух мы взяли за основу, а какому доверяли бы, как минимум, меньше? Особенно в тех точках бифуркации, где происходившее вообще описывалось, скажем, полярно?

«Он был явно раздражён, но старательно пытался скрыть это. По всей видимости, причиной раздражения стало ни к селу, ни к городу сказанное мною «perdit monocle».

«Меня развеселило сказанное ею «perdit monocle», я стал подыгрывать, старательно изображая строгого моралиста, которому само звучание упомянутого словосочетания было неприятно и резало слух».

Этот маленький экзампль всё же даёт представление о двух реальностях, в которых пребывают два довольно близких человека. Нет, конечно, они могут объясниться, он растолкует ей, она пояснит ему, и всё, казалось бы. Но, господа, в таком случае они всю свою жизнь только и будут объяснять друг другу, что да почему. Поскольку в следующую секунду снова произойдёт разночтение, а через секунду ещё одно, и так до условной бесконечности.

Потому мы привыкли не учитывать тысячи и тысячи разнящихся восприятий, которые полагаем «несерьёзными», «не стоящими того, чтобы на них обращать внимания». Но, господа, они-то в сумме своей и составляют нашу картину мира.

Проще сказать, мы делаем вид, что синхронно и взаимно адекватно воспринимаем мир, потому что в противном случае мы не сможем быть вместе. В жертву социальному мы приносим подлинное, насколько оно нам явлено.

Социальная реальность: мы живём в договорном сне, где все синхронно и единообразно воспринимают явления внешнего мира. Подлинная реальность: абсолютно отдельная, скрытая и невыговариваемая. По большому счёту, не совсем ясно, зачем она вообще нужна. Большинство людей её вообще не регистрируют, полностью отдаваясь социальной реальности.

Впрочем, есть сравнительно небольшая группа, которая в состоянии навязывать большим массам людей свою подлинную реальность. Называйте это искусством, политикой, гипнозом, как угодно. Но именно так подлинная реальность может обернуться социальной. Это очень опасное занятие.
Tags: Игры с реальностью
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • * * *

    В безбожный век прослыть безбожником не странно. Вот стало бы безбожие возбранно, Тогда б я посмотрел. И то смешно, как некто с возбужденьем…

  • * * *

    Милая, верьте, не верьте, Все мы кати́мся к смерти. Что вы, я труса не праздную. Милая, как ни досадно, Но ускорение задано, Разве что скорости…

  • ПРИСЛУШАЙСЯ ЛИШЬ

    Забава такая. Идёшь по Томску, и пытаешься вслушиваться в речь тех людей, которые проходят мимо. Выхватываешь фразу, иногда предложение. Большая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments