gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Category:

ЗАПИСЫВАЙТЕСЬ В НАШ КРУЖОК ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИИ

chuchela-utok

Знаменитый несколько ироничный «утиный тест» (duck test) в оригинале звучит так: If it looks like a duck, swims like a duck and quacks like a duck, then it probably is a duck.

(Если нечто выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, и есть утка.)
*
Примечательно, что наше восприятие полностью базируется на «утином тесте», хотя все прекрасно понимают, что упомянутая ирония – она не на пустом месте. На самом деле «выглядеть», «плавать» и «крякать» могут и довольно бестолковые чучела (на картинке как раз они). Ну, а во-вторых, очень многое зависит от наблюдателя и от уровня его лояльности к увиденному. В одном случае (крайняя лояльность) человек может разглядеть утку в плавающем полене, в другом, подобно Фоме Неверному, ему крайне необходимо засунуть куда-нибудь свои персты, иначе не поверит вообще ничему.
*
«Утиный тест» ниспослан нам для успокоения и душевного комфорта. Но рассчитан он лишь на субъектно-объектные отношения. Проще говоря, только явления внешнего мира мы можем с грехом пополам идентифицировать и регистрировать. If it looks like a wife, swims like a wife and quacks like a wife, then it probably is a wife.
*
Но «утиный тест» совершенно не приспособлен для самоидентификации. Ибо в этом случае субъект и объект сливаются воедино (неустранимый порок общественных дисциплин), а тогда совершенно бессмысленно говорить о каком-то наборе признаков. Ну, то есть я, взглянув в зеркало, могу констатировать, что вижу представителя Homo Sapiens Sapiens: две руки, две ноги, посредине гвоздик.
*
Однако далее следует тупик. Скажите, пожалуйста, какие критерии могут вас однозначно убедить в том, что вы – это вы? Выглядите, плаваете, крякаете? Вы не в состоянии так распорядиться своей рефлексией, чтобы в одной части внутреннего зеркала отразилась другая его часть. А если всё же исхитритесь, то искажения будут столь значительны, что останется лишь ужаснуться.
*
Повторюсь; что определяет меня, как меня, и никого другого? Какие признаки могут дать стопроцентную уверенность в том, что я и есть тот самый я? – Да нет таких критериев. Именно в случае с самими собой мы принуждены полагаться только на тупейшую конвенцию: я и есть тот самый, за кого себя принимаю.
*
Именно в контексте этой скрытой смуты становится понятен абсолютно человеческий страх от встречи со своим двойником и все суеверия, с этим связанные. Подспудный страх того, что явится некий Doppelgänger и с порога скажет: а ты не настоящий, а ты поддельный, ты даже сам не знаешь, кто ты есть на самом деле.
*
У меня это выражается в смутном раздражении, когда меня вдруг начинают уверять, что вот, встретили человека, - как две капли воды – ты! Так уж похож, что прямо теряешься, где настоящий, а где злокозненный... Так что, случись такое, не стоит меня об этом извещать, поберегите мои расшатанные учительством, алкоголем и любовными неурядицами нервы.
Tags: Игры с реальностью
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ОДИН ЗА МОЮ КРОШКУ ДРУГОЙ НА ДОРОЖКУ

    В романе (повести ли?) Роберта Шекли Mindswap (Обмен разумов, 1965) есть один фрагмент, умиливший меня уже в детстве (я впервые прочитал её лет в…

  • 100

    Скажешь: «Мир глупеет на глазах» - все согласно кивнут, потому что это трюизм, даже выскажут, дескать, что же ты, примеряешь на себя роль Captain…

  • АРТИСТИЧЕСКОЕ КАФЕ «ТРИ ВЕСЁЛЫХ НИКОГО»

    Люблю там бывать. Довольно тихо, пристойно. На подиуме три хорошенькие танцовщицы круглосуточно исполняют «Танец маленьких утят» без музыки, чтобы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments