gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

ELLA JANE FITZGERALD



Так забавно последовательно прослушать «You’ll have to swing it»* в исполнении Эллы (оркестр Chick Webb) года эдак 1936-37, - а после, разом, - конца 50-х – начала 60-х годов, когда она достигла, пожалуй, вершин своего вокального таланта… В первом случае песенку поёт наивная деваха с очень милым голоском, весьма зажатая и лишь время от времени допускающая какие-то кудрявые завитушки псевдо-импровизащий… Да и было-то страшненькой, угловатой и долговязой Элле то время 19 годиков, от силы…
*
Во втором же случае – это матёрая, предельно уверенная в себе «первая леди джаза», успешная миллионерша, могущая позволить себе, скажем, на живом концерте в Берлине забыть половину слов песен и петь со сцены самый несусветный скат, порой «весьма сомнительного содержания»… Народ в зале хихикал и отчаянно аплодировал, потому что это было действительно здорово. Подобного рода творческая раскрепощённость не то, что прощается, она восхищает… Вообще, именно сцена делала Эллу именно «первой леди», - студийные записи, несмотря на их качество (и количеству, хехе), уступают по энергетике и фантазийности любому её живому выступлению.
*
Я обожаю именно женский джазовый вокал, он более пластичен, как более пластична женская душа. Но к нему, безусловно, должен «прилагаться» недюжинный ум, ибо даже не пресловутые импровизации, а пропевание простеньких фраз должны превращаться «на ходу» в выверенные, предельно нюансированные формулы, каждая из которых складывается в сложнейшее, от начала до конца взаимосвязанное доказательство «теоремы состоятельности» певицы. А ещё отточенный вкус, а ещё чувство меры, а ещё, а ещё… Элла Фитцджеральд обладала этим всем - и ещё чем-то, что заставляет меня доселе, увидев в магазине даже не альбом, а чуть не любую компиляцию её песен, без всякого сомнения покупать… Порядка ста часов звучания её песен сейчас в моей «фонотеке». Не скажу, что я слушаю её круглые сутки, но бывают дни прямо-таки «запойные», когда только диски успеваю менять…
*
Музыкальные критики своего времени имели к Элле лишь одну претензию, - «излишняя жизнерадостность», когда даже явно минорные баллады получались у неё какие-то подозрительно добродушные (вроде портеровской «Love for sale» на одном из берлинских концертов, эдакая «апология проституции» получилась…) Но вот тут и задумываешься: а откуда эта самая «излишняя жизнерадостность», с каких щей она проявилась именно в этой женщине?..
*
Взять ту же личную жизнь: первый брак – в 1941 г., с каким-то наркодиллером, которого вскоре надолго посадили, и брак автоматически аннулировался в 1943 году. В 1947 – брак с контрабасистом Рэем Брауном, он распался уже к 1953 году. Детей в браке не было, и, похоже, не могло быть, - лишь усыновили сына двоюродной сестры Эллы, которым ни она, ни Рэй почти не занимались, так что, пока «родители» рассекали по бесконечным гастролям, пасынок жил у тётки Эллы. Потом, в 1957 году, была какая-то интрижка с молодым норвежцем в Осло, но тот скоро залетел на каторжные работы в Швеции: спёр деньги у своей бывшей любовницы.
*
Удивляюсь вкусам молодых норвежцев: к концу 50-х годов Элла была уже такая бомба, в двери еле пролазила. Не знаю вкусов «афроамериканцев», но предполагаю, что, даже с их точки зрения, Элла была весьма непривлекательна, как женщина. Год за годом прогрессирующий диабет, несоблюдение очень жёсткой диеты, - всё это не добавляло ей красы и стати. На сохранившихся видеозаписях ясно видно, как шалил у неё обмен веществ: платки, мокрые от пота, она меняла порой после каждой песенки… Диабет «стучал» и по глазам (она неуклонно слепла), и по сердцу, и по сосудам: за три года до смерти, когда она уже, конечно, не концертировала, ей ампутировали ноги.
*
И только сцена позволяла ей жить и чувствовать себя не только полноценной женщиной, но и безусловной «звездой первой величины». Она перепела тысячи тысяч песен, и за какую бы «перепевку» она не взялась, она всегда «побеждала»: скажем, знаменитая «People», которую достойно заявила Барбара Стрейзанд, в исполнении Эллы – это что-то неземное, непредставимое, волшебное… С известными оговорками, она почти 50 лет провела на сцене: под финал её уже выводили туда под руки, и пела она сидя, сверкая безумно искажающими глаза толстенными стёклами очков. И отрабатывала почти двухчасовую программу.
*
Ну, кто из молодых да ранних «певиц» способен на подобный подвиг? - псу под хвост всю личную жизнь, здоровье, и пахота, пахота, пахота, - да что там, каторга! Признание своего гения, своего предназначения, - и, итогом, - создание целой эпохи, особой эстетики, особого ощущения жизни, перед которыми преклоняются по сей день, хотя swing – дела давно минувших дней, что тут скажешь…
*
Вот и бродят в моём сознании уже много дней три тени, - Эллы Джейн Фитцджеральд, Эдит Гасьон (Пиаф) да Дженис Джоплин… Помнится, как-то, с утра наслушавшись музык разных, я поплёлся в школу, зашёл в класс и спросил у старшеклассников: «Юноши, а вот «клюнули» бы вы в своих амурных притязаниях на весьма некрасивую горбатую алкоголичку и наркоманку лет сорока и ростом что-то около метра пятидесяти?» - Они недоуменно промолчали, - «Речь идёт о Эдит Пиаф, господа, и завести роман с ней мечтали многие из самых «породистых» и знаменитых французов 50-х годов», - Они продолжали недоуменно молчать. Я понял, что они понятия не имеют, кто такая Эдит Пиаф, и зря я затеял это странный разговор. И я заткнулся, вернее, перешёл к основной теме152.000-го по счёту урока.

ГЦ

* композиция более известна как «Mr. Paganini», автор - Sam Coslow, которого я почему-то именую не иначе, как «Семён Козлов»
Subscribe

  • (no subject)

    • новости кулинарии: невидимая безвкусная соль, горчичный газ • передаваемый из поколения в поколение наследственный кашель дворянского рода Х. •…

  • (no subject)

    • «Косоногое детство моё» (книга стихов, должно быть) • Р.Л.: пусть все твои желания забудутся! • праздношатающийся зуб • всякопа́т, всякопати́я (от…

  • (no subject)

    • скончался в страшных скуках (последние слова Черчилля: «I'm bored with it all») • slowмы́шленник (долгодум?) • деликте́с (лат. delictum —…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments