gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

КУЛЬТУРНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ

Снимок

Вот Визбор:

Зато мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей,
А также в области балета
Мы впереди планеты всей.

Иронические строки про балет стали докучливым мемом советской фронды, который стал раздражать меня ещё тогда, когда я понятия не имел, что такое «фронда» и, тем более, «мем».

Вообще говоря, если в какой-то стране развито балетное искусство, это разом означает, что:

в этой стране существует мощное моральное и материальное обеспечение элитарного искусства

в этой стране есть серьёзная система подготовки молодых балетных

в этой стране обязательно существование оригинальных эстетических и практических школ балета

ну, а применительно к России, где балетное искусство пришлое, заимствованное, сам по себе факт существования и мирового признания «русского балета» говорит о том, что гордиться есть чем.

Стоит также припомнить, а много ли национальных или региональных культур в мире создали «свой» балет?

*
Всё то, что уже прочитано Долготерпеливым Читателем, это лишь предисловие к основной мысли данного послания.

А мысль проста: если я, И.В. Иванов, в своих оценках и приоритетах буду руководствоваться оценками и приоритетами какого-нибудь там Никифора Петровича Нашлёпкина, я разом потеряю свою субъектность и превращусь в тень Н.П. Нашлёпкина.

Если, скажем, Русская цивилизация в своих оценках и приоритетах будет руководствоваться оценками и приоритетами, например, Западной Европы, в этом случае можно смело утверждать о конце Русской цивилизации и превращении её в охвостье цивилизации Западной.

Когда я наблюдаю приближение очередного псевдопатриотического фильма про каких-то спортсменов, когда мне два месяца кряду плющат мозги трейлерами, когда показывают премьерных фриков, орущих «Круть», «Я три раза рыдала и два раза кончила», «Меня охватила гордость за советский спорт» (?), когда после говорящие головы, брызгая слюной, торопятся сообщить мне, что сборы на выходных побили все рекорды, и фильм окупился уже на сто триллионов процентов, я понимаю, что вероятность того, что вскоре Русскую цивилизацию можно будет отпевать, очень велика.

Фильмы не снимаются для того, чтобы срубить побольше денег. Это не-русское. Меня никогда не интересовало, каков бюджет фильма, потому что мне это говорит лишь об одном – чем больше бюджет, тем мощнее его будут отбивать, а отбивают, разумеется, за счёт культа звёзд и зрелищности, что никак не соотносится с моими представлениями об искусстве.

Сценарии фильмов не пишутся так, чтобы это вызывало «гордость», «слёзы», «восторг». Кино – это не машина потакания примитивным эмоциям. Это не-русское.

Кино становится событием не сразу, и даже не после премьерных показов. Оно ещё долго должно висеть в голове, «выстаиваясь» и выстраиваясь. Может быть, на то уйдут годы. (Я, кстати, в детстве был на премьере в Томске «Неоконченной пьесы для механического пианино» и со стыдом наблюдал, как зрители пачками уходят из зала во время просмотра. Теперь же «Пьеса» - классика. Плохо это, хорошо ли, но у нас всё именно так.)

Я не желаю «выхода русского кино на мировые экраны», потому что в этой фразе изначально заложена большая ложь. «Мировые экраны» - это что, и Индонезия, и Зимбабве, и Боливия? Так нет же, для большинства «мировой экран» - это Штаты да та же Западная Европа. Но, господа, там, где всё и так затоварено и поделено, русское кино на фиг никому не сдалось. И потому есть у меня немалое желание – чтобы русское кино снималось для России. Оно должно отражать именно мои представления о мире и о человеке. А то, как тем же занимаются шведы или немцы, меня, честно говоря, не интересует нисколько. Вы же, о, Многомудрый Читатель, не лезете в душу к соседу по лестничной площадке, пытаясь вникнуть в его внутренний мир?

*
Субъектность рождается там, где некто говорит: извините, но меня не устраивает ваша система ценностей, она противоречит (или во многом не совпадает) с теми приоритетами, которые есть в моих представлениях о предмете. За последние треть века мы утратили подобное видение мира, что меня весьма печалит и волнует необычайно.

Независимость мышления не может стать самоцелью: ах, лишь бы, ах, абы что, но нацьональное, в сарафане и с гармошкой. Но вне независимого мышления не может явиться такая славная штука, как самоуважение, тот самый становой хребет, без которого мы никто, аморфная груда мяса, валяющаяся на земле и пытающаяся примерять какие-то импортные позвоночники.
Tags: Культурка-мультурка
Subscribe

  • СКАЖИ ЛЕТО

    Однажды ей пришло в голову на целый день ограничить себя произнесением одного-единственного слова «лето». Благо, на дворе действительно стояло…

  • ТАИНСТВЕННЫЙ КАРЛИК

    Однажды И ударился локтем о край стола. Тот случай, когда очень больно, скрючивательно и стонательно. Но, странное дело, в этот раз И испытал…

  • АРТИСТИЧЕСКОЕ КАФЕ «ТРИ ВЕСЁЛЫХ НИКОГО»

    Люблю там бывать. Довольно тихо, пристойно. На подиуме три хорошенькие танцовщицы круглосуточно исполняют «Танец маленьких утят» без музыки, чтобы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments