
Весной этого года я впервые в жизни отрастил усы. Тёмная это история, до конца я и сам не смогу сказать, зачем я это учинил.
*
В процессе стало понятно, что за усами надо либо ухаживать, либо не ухаживать. Я предпочёл второе, и на днях их сбрил.
*
Но вот на протяжении дней трёх уже я, разглядывая в зеркале своё отражение, страдаю от весьма странного чувства: мне определённо кажется, что моя верхняя губа стала… ммм, более высокой, что ли. Ну, то, что по-латыни именуется philtrum, подносовой желобок, будто бы стал протяжённее.
*
Понятно, что это всего лишь аберрация восприятия. Усы создавали ощущение объёма, тут же снова образовалась плоскость. Но эта аберрация в очередной раз обратила моё внимание на одну давнюю тему.
*
Как бы я воспринимал мир и самого себя, если бы я был лишён возможности видеть собственное лицо? (Не важно, как это в принципе осуществимо) Слепорождённые в состоянии ощущать своё лицо только лишь на ощупь – что за образ рождается в их сознании? Как они «видят» своё лицо? У меня есть очень небольшой опыт общения с такими людьми - мимика у них весьма слабая, иначе говоря, они не видят необходимости передавать свои эмоции с её помощью. Или же не могут.
*
Итак, что за мир откроется нам, если мы лишимся возможности контролировать своё собственное лицо - в первую очередь, визуально? Только представить себе: я не знаю, как я выгляжу со стороны.
*
В таком случае я переориентирую своё внимание на других людей: наблюдая за ними, за их мимической работой, я буду убеждён, что и со мной происходит что-то подобное. Но (допустим) и все люди вокруг меня будут в том же положении, что и я сам – то есть и они будут ориентироваться на своё окружение. Что за безумие должно воцариться в этом странном положении? Я не знаю, как ведёт себя моё лицо - я пытаюсь «моделировать» свою мимику, подражая окружающим людям – но и они, в свою очередь, глядя на меня, перенимают мои мимические потуги, принимая их за некий образец.
*
Ох, не хотел бы я увидеть всё это. Хотя, если приглядеться, мы все довольно часто введемся на мимику окружающих, пусть и не столь безоглядно.
*
Возвращаясь к собственной физиономии; я уже когда-то уже писал об этом: мы понятия не имеем, как мы выглядим. То есть, да, у нас есть некая умозрительная «модель» собственного лица и мимики, но, по большому счёту, это лишь фантом, мало что общего имеющий с «объективной картиной». Создав этот фантом, мы полагаем, что он соответствует оригиналу.
*
Однако есть немало условий (употребление психоактивных веществ, похмельный синдром*, ряд психиатрических синдромов), которые дают сбой в нашем «узнавании себя». Чаще это довольно скоро проходит, порой становится условной нормой, то есть человек, даже глядя в зеркало, не отождествляет отражение с собой. Он, можно сказать, «теряет лицо».
*
Мне кажется, ничего ужасного в этом нет. Сколько раз я слышал: «Ах, у меня ужасная память на лица!» - ну, и ладно, только помимо ужасной памяти на чужие лица, теперь будет ещё и ужасная память на собственное.
*
Идёшь себе по городу, ни одной знакомой физиономии. Заглядываешь в зеркальную витрину магазина, и там что-то чужое, никогда ранее не виданное. Привет, существина!
*Ну, да, мой древний стишок, почему-то довольно популярный:
Бывало, глянешь в зеркала, -
А так красивая мужчина,
Она сидит вальяжно-чинно
И никому не хочет зла.
А нынче глянул в зеркала –
А там - (глазам не верить вправе ль?),
А там, помимо всяких правил,
Опухший, сизый, с похмела
Мужик какой-то.