
Дитрих Букстехуде (Dieterich Buxtehude) в 1680 году написал цикл духовных кантат «Membra Jesu nostri patientis sanctissima», чаще кратко именуемых «Membra Jesu nostri» («Удесы́ нашего Иисуса»).
Семь частей цикла обращены к частям тела Иисуса: к ногам (Ad pedes), коленям (Ad genua), рукам (Ad manus), бокам (Ad latus), груди (Ad pectus), сердцу (Ad cor), к лику (Ad faciem).
*
В своё время узнав сие, я был немного озадачен; ознакомившись поподробнее с текстом, я ещё более озадачился. Скажем, вот начало «К бокам (рёбрам)». Начало – это из «Песни песен»:
Surge, amica mea, speciosa mea et
veni: columba mea in foraminibus
petrae, in caverna maceriae.
Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя,
выйди! Голубица моя в ущелье скалы под
кровом утеса!
После же – непосредственно о:
Salve latus Salvatoris,
In quo latet mel dulcoris,
In quo patet vis amoris,
Ex quo scatet fons cruoris, etc.
Радуйтесь, ребра Спасителя,
В которых сокрыта сладость мёда,
В которых берет начало сила любви,
Из которых истекает ручей крови, etc.
*
Что же меня озадачило-то в этой лютеранской кантате? Сложно сказать.
*
Я всё время думаю: вот русские и европейцы (центрально- и западноевропейцы). Что-то нас соединяет, но что-то (в большей мере их, чем нас) очень разделяет. И я то и дело пытаюсь найти ТО САМОЕ, что разделяет.
*
Мне странно, что, поклоняясь Иисусу, возможно взять и разделить Его тело на какие-то части и возносить хвалу каждой отдельно. В принципе, это чистой воды анализ: берём, разделяем, понимаем.
*
Если обратиться к одной из самых трансцендентальных религий Востока, учение о Дао, там всё шиворот-навыворот: великий синтез, великое слияние, грандиозная непостижимость.
*
Религиозное сознание Запад практично, утилитарно, ну, а после Реформации и появления кучи протестантских исповеданий и того пуще. Нет, конечно, мистический контекст там когда-то бытовал, вспомнить того же Франциска из Ассизи или Терезу Авильскую, но само историческое развитие западного христианства неуклонно превращало его в технологию.
*
Т.н. «отсталость» Востока на самом деле – следование мистическим основам своих верований, которые не требовали от человека упомянутых практичности и утилитарности, понимая всю суету их и конечный крах. Кстати сказать, встав на путь европейской технологичности, тем самым Восток себя и убил. Пример Японии более чем нагляден. Ну, а Китая это будет касаться на протяжении всего текущего столетия.
*
Ну, а Россия, как всегда, между ТЕМ и ЭТИМ. Являясь христианской страной, она тем не менее не вобрала в себе этот странный дух предприимчивости, касающийся всех сфер жизни, включая и религиозную. И в то же время мы не настолько склонны к трансцендированию в попытках постижения, скажем, Дао. Скажем так: православие намного более мистично, нежели Западная церковь, но менее, чем Восточные религиозные школы.
*
Оттого, должно быть, я и испытую сложные чувства, читая текст «Membra Jesu nostri». Сам артефакт довольно популярен, его часто исполняют, разумеется, на латыни. И слава Богу. В данном случае чем непонятнее, тем спокойнее.