
Вокруг этого синдрома со времени его «регистрации» в 1978 году накручено столько психологических и социологических штудий, что и за год не перечитать.
Суть его проста: некие люди, достигшие значимого положения в интеллектуальной, экономической, культурной сферах, заласканные, захваленные, залауреаченные, вдруг начинают подозревать, что не по Сеньке шапка, что на самом деле они – самозванцы, воспользовавшиеся неким стечением обстоятельств (кто-то называет это «удачей»), для того, чтобы достичь VIP-статуса.
(Забавно следствие этого состояния: «Если я – пустышка, ноль без палочки, то сколь же пусты и глупы те, кто не видит этого и продолжает меня величать?»)
Очень смешно читать вот это: «Синдром самозванца не считается психическим расстройством и не содержится в МКБ-10 и DSM-IV».
Хочется сказать большое спасибо Всемирной организации здравоохранения за то, что пока она не признаёт психическим расстройством искреннюю рефлексию человека на всё, что с ним происходит. На этот счёт есть латинское словосочетание – «тestimonium paupertatis», сиречь «свидетельство о бедности».
Но, глядишь, вскоре всё изменится. МКБ-10 пересматривается каждые десять лет, DSM-IV с 2013 года именуется уже DSM-V (тоже пересмотрели), так что глядишь, в DSM-VI «синдром самозванца» уже внесут, куда надо, и станут лечить разноцветными таблетками.
Забавно всё же. Над чеховским Мишей Кулдаровым из «Радости» («попал под лошадь») мы склонны лишь посмеиваться, человек же, вдруг заявляющий о своей несостоятельности, нами рассматривается, как «чуть-чуть сбрендивший». Как же так? Он же всего добился своим умом, своим талантом, своей предприимчивостью, ещё там чем-нибудь своим – и вдруг говорит, что он самозванец? Да безумец он.
Но кому уж лучше знать свой внутренний мир, как не этому безумцу?
К тому же много ли вы слыхивали про подобные coming out'ы? 99% более-менее честных страдальцев оным «синдромом» берут рычажные весы, на одну тарелку кладут свою честность и непредвзятость, на другую – те блага, которые они окучивают в качестве самозванцев и очень скоро понимают, что совесть совестью, а блага благами. Так что продолжают страдать тихо и еле слышно.
Тем более, они же помнят, что помимо «синдрома самозванца» есть и т.н. «эффект Даннинга-Крюгера», зеркальное отражение их ситуации: когда какие-то бездари вдруг начинают полагать, что они-то и есть гении-разгении. Получив какую-нибудь медальку, носятся с нею, как оглашенные (см. всё того же Мишу Кулдарова).
И нашим самозванцам становится ужасно обидно: как так, он – самозванец, а эта парчушка – царь горы? Неправильно, несправедливо.
Оттого, см. выше, страдают еле слышно.
*
Я, право, вообще считаю, что нет на белом свете не-самозванцев. Другое дело, что кто-то из них забрался достаточно высоко, стал олимпийцем, сидит там себе, делать ему особо нечего, вот он и занимается голимой саморефлексией. А большая часть миди, мини и микро-самозванцев, они в процессе, они заняты struggle for existence, им не до саморазоблачений, - они боятся хрестоматийного андерсеновского мальчишки, вопящего что-то про голого короля.