?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
ОСКОРБЛЕНИЕ, КОТОРОЕ ВСЕГДА С ТОБОЙ
gvardei
350px-Brainstem

Будучи человеком, склонным к сочинительству (приоритет тут, точно, я отдаю песенкам), я не менее того склонен к самоанализу своих состояний, связанных с оным сочинительством. Это тема обширная и очень своенравная, но нынче я хочу остановиться лишь на одном из аспектов того, что называют истрёпанным и с трудом мною произносимым словом «творчество».

Обычно полагается, что существует некое такое «вдохновение», которое карикатуристы изображают в виде маленькой женщинки с лирою, летающей вокруг какой-то лысой (?) головы. Тут же присовокупляется, что творец чувствует необыкновенный подъём, глазами блистает и вообще весьма ажитирован.

Быть может, таковой типаж и существует, но со мною он совершенно не соотносим. В том и странность, что «вдохновение» моё совершенно буднично и скучно. Год от года мне всё явственнее кажется, что моё сознание вообще не имеет особого отношения к тому, что я сочиняю.

Будто бы в моей голове есть некий отгороженный, изолированный участок, некий чёрный ящик (хехе, «а в чёрном ящике ещё один чёрный ящик»), где, собственно, и происходит основная работа. Кто руководит этой работой, что там происходит, мне мало что известно – всё на уровне слабых и неуверенных догадок. Чаще всего там очень тихо, но время от времени раздаются какие-то монтажные стуки, скрежет, вира-майна, - вот, собственно, по этим признакам моё сознание и пытается гадать, что же там творится.

В это время я могу пытаться сочинять, но лишь на уровне сознания, - получается плоское и несмешное. Время от времени двери изолированного участка приоткрываются, и оттуда выбрасывают какие-то чертежи. Я их внимательно изучаю и, ухватив некую плодотворную идею, вдруг «сочиняю» какой-то кусок. После я оформляю этот кусок в форме мелодического и гармонического фрагмента и начинаю до бесконечности заигрывать его. Он мне ужасно нравится, я прямо-таки таю от радости повторения, - но, право, дальше этого дело нейдёт совершенно.

А потом, в один прекрасный день, открываются ворота этого тайного участка, и оттуда выкатывается готовое. Никаких фанфар, никаких женщинок с лирой. Более того, ощущение того, что я–то тут чуть ли не посторонний, иногда весьма царапает.

Это всё о том же, о чём в последние годы говорят всё громче: не мы руководим головой, куда там, а именно голова, если того пожелает, позволит нам прослыть «творцами». Как молвила звезда YouTube Татьяна Черниговская, «Мозг бесконечно сложнее того, в ком он находится. И это даже оскорбительно».

Оскорбительно. Унизительно. Но вряд ли мы сможем изменить столь щекотливую ситуацию. Да и имеет ли смысл?

Сотни предшествующих нам поколений «под Богом ходили», и это не делало их хоть в чём-то ущербными. Потом народ вдруг разволновался и возмутился, кумиров низринул и стал шумно восхищаться своим творческим гением. Однако века не прошло, как выяснилось, что гением-то народ совершенно не управляет. И эта «каша в голове» (недалеко от истинного положения вещей) первична, а человек со своими хотелками-нехотелками стоит в стороне и смиренно ждёт «милостей от природы».

Ну, не знаю, не знаю… Невольно представляются какие-то храмы-новострои, в алтарной части которых висят вращающиеся голограммы головного мозга человека. Куда вот только ствол мозга будет уходить, - в землю, что ли? Не знаю, не знаю…