Перечитываю рассказы Павича, в «Веджвудском чайном сервизе» читаю то, на что два десятка лет назад совершенно не обратил внимания:
«Машины, летательные аппараты и транспортные средства, созданные с помощью твоих количественных, математических подходов, обусловлены тремя элементами, которые напрочь лишены количественной характеристики. Это единица, точка и настоящий момент. Количество образуется лишь несколькими единицами, а сама по себе единица лишена количественной единицы. Что касается точки, то она не имеет величины – ни ширины, ни высоты, ни глубины – её нельзя измерить или подсчитать. Да и мельчайшие составные времени всегда сводятся к общему знаменателю – настоящему моменту, который также не имеет ни количественной характеристики, ни размерности. Таким образом, основные элементы твоей количественной науки являются чем-то таким, чему по самой своей природе чужд количественный подход».
(В другом переводе фраза «количественных, математических подходов» звучит несколько иначе: «квантитативных математических расчетов». Ну, ничего страшного: квантитативный – это и есть количественный (quantitās). Антоним - «квалитативный» - качественный (quālitās))
Всё это действительно забавно. Геометрическая точка вообще не имеет никаких характеристик (нульмерный объект), кроме координат в некоей заданной системе. Ничто, расположенное там-то и там-то.
Применительно к физике та же самая геометрическая точка вдруг превращается в материальную, ибо у неё откуда-то внезапно появляется масса.
Есть, конечно, некие построения, которые лишены безумного понятия «точка» - в частности, Pointless topology, - но профану, коим я являюсь, бесточечная топология представляется ещё более безумной.
*
Однако, как это часто бывает, от точек, мгновений и единиц меня понесло в иные палестины.
Нам-то досталась цивилизация именно что квантитативная. Устраиваясь на работу, вы интересуетесь отнюдь не качеством заработной платы, а всего лишь её количеством. Некий казанова толкует всем о количестве дам, с которыми он имел дело, но не о качестве единой из них, ради которой он послал всех остальных к чорту. Вся экономика строится на количественных показателях, качество вроде бы подразумевается, - но на самом деле оно никого особо не интересует.
Что уж там, даже само понятие «качество жизни» первыми двумя пунктами обозначено как «достаточная продолжительность здоровой жизни, поддержанная хорошим медицинским обслуживанием и безопасностью» и «приемлемый объём потребления товаров и услуг, гарантированный доступ к материальным благам». Несмотря на упоминания каких-то трудноопределимых благ, в основе этих двух пунктов – вполне количественные показатели. Если кто-то заинтересуется другими пунктами, он будет несколько удивлён такими пассажами, как «участие в создании общепринятой картины мира и правил поведения человека».
По всему видно, что хорошо бы цивилизационную парадигму-то изменить, и выйти на уровень квалитативного видения «общепринятой картины мира». На первый взгляд это довольно просто: «больше-меньше» уходит на второй план, оставляя первенство за «лучше-хуже».
Но тут и возникнет масса проблем. Трудно представить себе спор о том, что больше - сто или тысяча. А вот по поводу того, лучше ли оливковое масло хлопкового или какого иного, это всегда пожалуйста.
Тут-то мы и вступим в область весьма жутковатую. Поскольку понятие «качество» вполне относимо и к людям. Именно тут главный источник расизма, национализма, сексизма, иных прочих «измов», отсюда ноги растут у евгеники и социал-дарвинизма.
Иными словами, вполне благая идея построения общества по квалитативному принципу выродится в невероятный зверинец. Ибо любая благая идея, человеком взятая на вооружение, так скоро извращается и «портится», что иной исход не представляется возможным.
Казалось бы – ведь всем очевидно, что есть люди более творческие, есть менее, есть люди более талантливые, есть менее, есть люди умные и несть числа дуракам. Но попробуй взять, и подразделить человечество по оным принципам – нетрудно догадаться, чем всё это закончится.
Оттого в обозримом будущем ничего особо не изменится. И мы, и наши чада будут оперировать именно что количеством, которое, согласно одному из главных законов диалектического материализма, неуклонно перерастёт в радостное качество.
Но то ли с диалектикой у меня нелады, то ли что иное, однако очень редко наблюдал я это самое материалистическое пресуществление количества в качество.