
(Для того, чтобы полностью включиться в тему, следует, должно быть, прочитать или прослушать вот это: https://postnauka.ru/video/154796
Но мне знакомо это чувство, когда тебя неволят что-то там читать или слушать, результатом чего становится некий внутренний протест: дескать, вам-то хорошо, сами-то уже прочитали, а мне ещё читать, да пошли вы.
Потому вот начало этого выступления, от которого я, собственно, и отталкиваюсь:
«Теории сожаления с 1980 года начинают развиваться в экономике и психологии независимо друг от друга. Они построены вокруг простой идеи: выбирая, люди стараются не столько максимизировать ожидаемый выигрыш, сколько минимизировать возможности сожаления о том, что было бы, если бы они выбрали иначе».
Дальше идут ссылки на разного рода эксперименты и когда-то нашумевшие исследования Канемана -Тверски, за которые в 2002 году они даже получили экономНобеля.)
*
Меня же, когда я слышу или читаю о теориях сожаления, не оставляет дурацкое ощущение. Дело в том, что подобного рода штудии упорно оперируют словом «люди», подразумевая некую всеобщность выводов, сделанных в результате каких-то там исследований. Но я никак не могу отнести эти выводы к себе. Оттого либо все эти штудии гроша ломаного не стоят, либо (о, ужас) я не человек.
*
Есть ещё один вариант – и я человек, и исследования верны, но они касаются тех людей, к числу которых я не принадлежу. Например, носителей западной ментальности (у нас их тоже немало). Или же обладателей какой-то особой нервной конституции, людей мнительных и склонных к депрессивным состояниям… Ну, Бог весть, но вернусь к предыдущему тезису – у меня к состоянию сожаления какое-то специфическое отношение, мало что общего имеющее с описанными экзамплями и теориями. Например (придётся привести ещё одну цитату), вот это совершенно не про меня:
«Но в случае с избеганием сожаления мы взаимодействуем не с Другим, а с собственным будущим Я. И наши поступки — это реакции на реакцию этого будущего Я, которого в данный момент не существует и может даже никогда не появиться, но мы предполагаем его существование. Мы представляем себе, как это наше возможное будущее будет горько сожалеть, если мы сделаем это или не сделаем чего-то другого».
*
Именно такие штуки я воспринимаю, как отрывки из учебника экзопсихологии. Пытаться соорудить образ будущего Я – столь шальная идея, отдающая прямолинейностью детства, что я даже не собираюсь примерять её на себя. Полагая себя нелинейной динамической системой и являясь поклонником теории хаоса, я, конечно, предполагаю некое общее направление своего дальнейшего развития, но не более того.
*
«Будущее Я» - совершенная дурь, и предполагать, что оно будет о чём-то там сожалеть, это, право, себя и в грош не ставить, представлять себя каким-то одиноким шариком, катящимся по идеальной плоскости под воздействием одномоментного импульса силы. Его-то траекторию вычислить проще простого.
*
Некая дама переезжает на жительство в США. (Давно это было, в 90-е.) Переезжает, должно быть, исходя из принципа «не столь максимизировать ожидаемый выигрыш, сколько минимизировать возможности сожаления о том, что было бы, если бы они выбрали иначе». Прекрасно. Через год-другой она попадает в автомобильную аварию и лишается ног. И вот её «будущее Я» сидит в инвалидной коляске и думает: а теперь что? Что мне теперь прикажете «минимизировать»?
*
Сим примером я отнюдь не призываю всех сидеть дома и носа не высовывать. Я о том, что «будущее Я» будет сожалеть, но отнюдь не о том, что ему предписывало «Я прошлое». Из этого исходя, проблема выбора в настоящем лишается реального смысла, она превращается в какую-то игру в поддавки с самим собой.
*
Меня весьма порадовал авторский термин «биографические контрацептивы»:
«Как и обычные контрацептивы, они позволяют индивидам не влипнуть слишком глубоко в последствия своих возможных шагов и, если надо, эвакуироваться к исходному состоянию. Аналогом будет, например, избегание слишком глубоких инвестиций в получение высшего образования, которое часто случается у студентов».
Итак, речь идёт о рационализации бытия, которое позволяет «избежать постоянного давления прошлого на их будущее». Сей процесс уже давно набирает обороты, я очень давно слежу за тем, как жизнь немалого числа моих соплеменников превращается в какой-то бесконечный особо тонкий ароматизированный презерватив. Кое-как взаимодействовать с ними ещё возможно, на то и «особо тонкий», но ни удовольствия, ни толка от такого взаимодействия ожидать не приходится. Причём императив избегания у них довольно часто проявляется довольно агрессивно, что невольно приводит меня в восторг: хочешь стерильной жизни, желаешь беспроблемного жития-бытия? Так ищи своих единомышленников, основывайте коммуну, там и живите в сладости невлипания-неуглубления.
*
Я же буду, как и прежде, влипать и углубляться. В том немалый плезир подразумеваю.