gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

SOSOSORRY

t_650.650.2_5_2014_20_1_55_

(Для того, чтобы полностью включиться в тему, следует, должно быть, прочитать или прослушать вот это: https://postnauka.ru/video/154796
Но мне знакомо это чувство, когда тебя неволят что-то там читать или слушать, результатом чего становится некий внутренний протест: дескать, вам-то хорошо, сами-то уже прочитали, а мне ещё читать, да пошли вы.

Потому вот начало этого выступления, от которого я, собственно, и отталкиваюсь:

«Теории сожаления с 1980 года начинают развиваться в экономике и психологии независимо друг от друга. Они построены вокруг простой идеи: выбирая, люди стараются не столько максимизировать ожидаемый выигрыш, сколько минимизировать возможности сожаления о том, что было бы, если бы они выбрали иначе».

Дальше идут ссылки на разного рода эксперименты и когда-то нашумевшие исследования Канемана -Тверски, за которые в 2002 году они даже получили экономНобеля.)

*
Меня же, когда я слышу или читаю о теориях сожаления, не оставляет дурацкое ощущение. Дело в том, что подобного рода штудии упорно оперируют словом «люди», подразумевая некую всеобщность выводов, сделанных в результате каких-то там исследований. Но я никак не могу отнести эти выводы к себе. Оттого либо все эти штудии гроша ломаного не стоят, либо (о, ужас) я не человек.
*
Есть ещё один вариант – и я человек, и исследования верны, но они касаются тех людей, к числу которых я не принадлежу. Например, носителей западной ментальности (у нас их тоже немало). Или же обладателей какой-то особой нервной конституции, людей мнительных и склонных к депрессивным состояниям… Ну, Бог весть, но вернусь к предыдущему тезису – у меня к состоянию сожаления какое-то специфическое отношение, мало что общего имеющее с описанными экзамплями и теориями. Например (придётся привести ещё одну цитату), вот это совершенно не про меня:

«Но в случае с избеганием сожаления мы взаимодействуем не с Другим, а с собственным будущим Я. И наши поступки — это реакции на реакцию этого будущего Я, которого в данный момент не существует и может даже никогда не появиться, но мы предполагаем его существование. Мы представляем себе, как это наше возможное будущее будет горько сожалеть, если мы сделаем это или не сделаем чего-то другого».
*
Именно такие штуки я воспринимаю, как отрывки из учебника экзопсихологии. Пытаться соорудить образ будущего Я – столь шальная идея, отдающая прямолинейностью детства, что я даже не собираюсь примерять её на себя. Полагая себя нелинейной динамической системой и являясь поклонником теории хаоса, я, конечно, предполагаю некое общее направление своего дальнейшего развития, но не более того.
*
«Будущее Я» - совершенная дурь, и предполагать, что оно будет о чём-то там сожалеть, это, право, себя и в грош не ставить, представлять себя каким-то одиноким шариком, катящимся по идеальной плоскости под воздействием одномоментного импульса силы. Его-то траекторию вычислить проще простого.
*
Некая дама переезжает на жительство в США. (Давно это было, в 90-е.) Переезжает, должно быть, исходя из принципа «не столь максимизировать ожидаемый выигрыш, сколько минимизировать возможности сожаления о том, что было бы, если бы они выбрали иначе». Прекрасно. Через год-другой она попадает в автомобильную аварию и лишается ног. И вот её «будущее Я» сидит в инвалидной коляске и думает: а теперь что? Что мне теперь прикажете «минимизировать»?
*
Сим примером я отнюдь не призываю всех сидеть дома и носа не высовывать. Я о том, что «будущее Я» будет сожалеть, но отнюдь не о том, что ему предписывало «Я прошлое». Из этого исходя, проблема выбора в настоящем лишается реального смысла, она превращается в какую-то игру в поддавки с самим собой.
*
Меня весьма порадовал авторский термин «биографические контрацептивы»:

«Как и обычные контрацептивы, они позволяют индивидам не влипнуть слишком глубоко в последствия своих возможных шагов и, если надо, эвакуироваться к исходному состоянию. Аналогом будет, например, избегание слишком глубоких инвестиций в получение высшего образования, которое часто случается у студентов».

Итак, речь идёт о рационализации бытия, которое позволяет «избежать постоянного давления прошлого на их будущее». Сей процесс уже давно набирает обороты, я очень давно слежу за тем, как жизнь немалого числа моих соплеменников превращается в какой-то бесконечный особо тонкий ароматизированный презерватив. Кое-как взаимодействовать с ними ещё возможно, на то и «особо тонкий», но ни удовольствия, ни толка от такого взаимодействия ожидать не приходится. Причём императив избегания у них довольно часто проявляется довольно агрессивно, что невольно приводит меня в восторг: хочешь стерильной жизни, желаешь беспроблемного жития-бытия? Так ищи своих единомышленников, основывайте коммуну, там и живите в сладости невлипания-неуглубления.
*
Я же буду, как и прежде, влипать и углубляться. В том немалый плезир подразумеваю.
Tags: Моралите
Subscribe

  • 100

    Всё же интересно – где пределы принципа «удобства»? В том смысле: «я поступаю так, потому что мне так удобно»? Нетрудно понять, что расширение…

  • 100

    Забавно, что к некоторым неоспоримым идеям и мыслям, которые тебе известны уже довольно давно, приходится приручать себя, как собачку прыгать через…

  • 100

    Помимо власти наследственной, принимаемой вынужденно, по закону наследия, любая иная власть (в первую очередь демократическая) выполняет явно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments