
Чем острее живёт человек, чем, выражаясь высоким штилем, отчётливее проявляются его экзистенциалы, тем яснее ему, что в этой жизни что-то стоит, чему грош цена в базарный день. Находясь вне границ безопасности и комфорта, человек с лёгкостью отбрасывает всевозможное барахло, оставляя при себе только необходимое и важное. Omnia mea mecum porto.
*
В противоположной ситуации всё происходит именно наоборот: безопасность и комфорт создают избыточность, человек погрязает в лишних вещах, лишних мыслях, лишних устремлениях, - в свалке всего этого лишнего теряется подлинное, настоящее, необходимое.
*
Всё вышесказанное – азы экзистенциализма, возникшего на волне Первой и Второй Мировых войн. В своё время весьма популярный, злободневный, понимаемый и принимаемый современниками, экзистенциализм постепенно ушёл на второй-третий план. Ибо идеи пограничья, экстремального бытия довольно быстро забываются, - уж очень они травмируют и раздражают обывателя. Есть лишь небольшое количество философов и их читателей, для которых эти идеи остаются живыми и значимыми.
*
Кто-то говорит, что сон – лучшее терапевтическое средство для излечения от многих болезней. Они почему-то забывают, что и смерть очень часто приходит во сне. Эдак с трёх до пяти пополуночи. Тем более, глядя на дрыхнущую цивилизацию, я что-то не замечаю особого эффекта от применяемой терапии.
*
И снова возникает этот проклятый вопрос, эта несгибаемая вилка. Жить долго в состоянии экзистенциального пограничья, которое даёт смысл, но отнимает покой и превращает жизнь в нескончаемый невроз, невозможно. Жить в сытом отупении и потакании всему худшему, что есть в тебе, довольно унизительно. Где золотая середина? Нет её. Это как горный перевал: один склон – то самое острое восприятие жизни, противоположный склон - потакание животному, а вершина перевала – лезвие, на котором не постоишь, ахнешь и кубарем покатишься либо туда, либо туда.
*
Так что остаётся лишь проблема выбора, с какого склона перевала тебе катиться кубарем. Тем более, что падение можно приостановить, зацепиться за что-нибудь, а там, глядишь, понемногу продвигаться наверх, поближе к упомянутой «золотой середине».
*
Хотелось бы, конечно, сказать, что я-де на стороне перевала, где царит острое восприятие жизни, потому я, что ни день, дерзаю и прозреваю. Да нет, при внимательном рассмотрении я там, где мой народ, к несчастью, есть. Однако клянусь знаменем своей пионерской организации, что однажды-таки перевалю через упомянутое лезвие и окажусь там, где следует. Я выбираю невроз.