gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

ОЧЕВИДНОСТИ (2)

2. Воздаяние

«За всё приходится платить.
Признаю.
Но, ради Бога, не стоит думать, что это касается только меня!»

(Из «Вольных трёхстиший», автоцитата)

Как-то, помнится, в 1989 году, жил-да-был я в Казани, да на острове Буяне, где чуть не отдал Богу душу от передоза теофедрина (тяжёлые были времена…). Для «реабилитации» решил я скататься в Москву на 2-3 дня. Шлялся по городу в какой-то невнятной компании, тратил последние деньги на всякую ерунду. В частности, на Арбате сел на стульчик перед каким-то в дугу пьяным «карикатуристом», и тот за пять червонцев и за 2 минуты начертал на меня шарж… Покуда я ехал на метро, после в автобусе, ещё ничего… А вот уже подходя к дому, где предстояло заночевать, глянул я на этот самый рисунок, и чуть не стошнило меня: столь уж мерзким было изображение, столь уж уродливым, что взял я, да и выбросил его прямо под ноги… Где-то на Алтуфьевском шоссе до сих пор валяется, должно быть, мой обезображенный скорбный образ…
*
На кого я грешил?.. Да на пьяного «карикатуриста», конечно… «Вот ведь собака, - думалось, - чем же я ему так не пришёлся?! Да и вообще, - бесталанно, грубо, пошло. Да и вообще, – он был пьян, и я зря потратил деньги» (по всей видимости, мне хотелось, чтобы карикатура получилась ОЧЕНЬ КРАСИВАЯ). В принципе, возможно, всё так и было. Но вот реакция моя была тоже… хм, несколько неадекватна. В том смысле, что адекватна АБСОЛЮТНО. Убедить человека, что ИНЫЕ люди воспринимают его ОБЪЕКТИВНО, практически нереально. Наше «внутреннее зрение» утверждено нами, как непреложный стандарт, всё же «видимое со стороны» - как извращения этого стандарта. Ну, что-то вроде: «Да КТО ВООБЩЕ может понять МОЮ тонкую душевную архитектуру, величие замыслов и души?!»
*
«Взгляд со стороны» - штука, безусловно, хитрая, и доверять ему всецело тоже весьма дурацкое занятие. Скажем так: если бы я полностью полагался на чужое мнение по поводу своей персоны, превратился бы я в «пугливую тень» самого себя… Однако же обратная ситуация не менее нелепа, - да чего там, - клиника, клиника… И поиски «золотой середины» чаще всего ни к чему не приводят: перекос либо в ту, либо иную сторону. И преобладает, безусловно, выбор «в пользу себя»… Ну, вот она, классическая ситуация: выходит дядя-сатирик на сцену, и начинает «жеголом глечь людца сердей». Бичует, скажем, толстяков, - а те сидят и трясутся-хохочут, студням подобные. Бичует худосочных ипохондриков, - а те сидят и опасливо, чтобы не рассыпаться, хихикают. Бичует тупорылых нуворишей, - а они сидят и ржут. Бичует бичевателей, – а те сидят, ржут и бичами щёлкают… Ну, вот же, ткнёшь пальцем в какого-нибудь, воскликнешь лапидарное: «De te fabula narratur!» - дескать, о тебе сказка сказывается! – последуют недоумение, агрессия, да всё, что угодно, но только не печальное признание: «Да-с, виноват, исправлюсь».
*
Ну, о том и речь. Пожалуй, нет ни одной религии на белом свете, которая не трактует (в той или иной форме) догмат воздаяния. Пускай на обыденном уровне, - ну, даже как-то неудобно перечислять все эти «да отмеряно будет тебе той же мерою», «воздастся тебе по делам твоим»… (Роясь как-то в книжках, нашёл неизвестную мне ранее русскою, забавно звучащую, пословицу: «Кайка есть, да воротьки нет». Подразумевается, что покаяние - внешне, неискренне, в нём нет «воротьки» - какого-то действительно значимого изменения в душе человека, «поворота» к подлинной нравственности.) Итак, вот она, очевидность, - вся мировая культура построена на образе неизбежного воздаяния, но, как ни странно, это ровным счётом НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ, - тут же появляется какой-нибудь хитрован, который, змию-искусителю подобный, бормочет тебе в ухо: «Не согрешишь – не покаешься, хыхыхы»…
*
Вот где тайна тайн, мать честная, - КОГО МЫ ХОТИМ… хммм… обмануть?!. Не стану пугать бородатым лысым старичком в ночной рубашке, сидящего на облачке пушистом. Не стану говорить про vox populi, - «глас народный», который осудит и даст частное определение. О чём же тогда я?.. О том, что «осознание вины» «вживлено» в нас изначально, и, так ли иначе, подобно унтер-офицерской вдове, в какой-то час роковой мы «сами себя высечем»?.. Да ничего подобного. Совесть подобна таланту, - пускай небольшому, но всё-таки… Или есть, или нет.
*
Да ничего толкового я не скажу на этот счёт. Просто, с какого-то времени, реальность воздаяния стала для меня абсолютной. Мне для этого потребовалось каких-то 40 лет жизни. И - я просто знаю. Никаких цитат и теоретических выкладок. Оно существует, и, право, совершенно неумолимо. А вот «механизм» его как был, так и остаётся для меня совершенно непонятным. Забавно, не правда ли? – НЕПОНЯТНЫЙ СПРАВЕДЛИВЫЙ СУД… А, в принципе, ничего забавного… В отличие от «понятных», - работает, да ещё как.

ГЦ
Subscribe

  • LA HORA DE LA VERDAD

    «Момент истины», «the moment of truth»* - это из Хемингуэя, «Смерти после полудня» (1932). Что-то там про корриду и тот момент, когда становится…

  • ТЕНЬ УЧИТЕЛЯ

    На экране TV мелькают физиономии каких-то юных дядь и тёть, финалистов и финалисток «Учителя года». Смотреть на них без смеха невозможно. Очень…

  • КЛЕНОВЫЙ БРУСОК

    Как известно, самый радикальный способ борьбы с преступностью – это её легализация. Классические примеры тому даёт нам трижды благословенный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments