
Особенно это заметно на примере импровизаций manouche-музыкантов. Ритм-секция чешет гармоническую последовательность какой-нибудь темы, скажем, мой любимый Limehouse Blies. Импровизатор порхает пальцами и рвёт медиатором струны, все в восторге, дым столбом.
Талант импровизатора, помимо техники, состоит в том, чтобы найти оригинальные мелодические решения основной темы, не выходя за пределы объёма данного гармонического отрезка. Чуть только вышел - диссонанс, все слушатели достают из жилетных карманов тухлые яйца, которые летят в бедолагу.
Нет, диссонанс приемлем, но лишь как изыск, вызов, форма протеста против зажатости в рамках гармонии, - однако трынь-брынь, и тут же послушное возвращение в лоно «правильных» гамм. Потому что иначе всё это не имеет смысла. Ты должен соответствовать гармонической среде, в противном случае ты – деструктор, вандал, хам.
В этой зажатости присутствует и проклятие, и благословение. Первое – уже упомянутое: ты идёшь на поводу, опрометчивые шаги влево-вправо ведут лишь к какофонии, любителей которой на белом свете довольно немного. Вот эта ведомость порой обращается в рутину, и ты из импровизатора от Бога превращаешься в машину, частящую довольно бессмысленные гаммы.
Второе – тоже очевидное: именно условие, ограничивающее тебя, даёт тебе возможность показать весь свой импровизаторский потенциал. Ну, скажи тебе: играй, что хочешь и как хочешь, мы тебя ни в чём не ограничиваем, - ох, задача практически провальная. Будешь пиликать всякую дичь до тех пор, пока твою гитару не разобьют тебе же об голову.
*
Так же, господа, и жизнь наша. Свобода, говорите… Ну, да, свобода, только лишь в рамках той среды, в которой вы обитаете. Самое парадоксальное состоит в том, что чем жёстче и агрессивнее среда, тем яснее проявляется ваша импровизационная свобода. А чем среда расхлябаннее, «либеральнее», тем меньше зримых проявлений вашего таланта, разумеется, если он вообще есть.
А когда вам говорят: как хочешь, так и живи, мы тебя вообще ни в чём не ограничиваем, - тут-то сам смысл понятия «свобода» размывается и превращается в общее место. Слово есть, а за ним пусто. Тут-то никакой талант вам не помощник и не услада.
*
Не отрицаю, furca тут налицо. Либо бессмысленно мычащая свобода, либо свобода в рамках гармонии, причём гармонии, навязанной тебе извне, и не факт, что она тебе по нраву. Но третьего, мне видится, не дано.