Categories:

ЧУВСТВУЮ СКРЫТЫЙ ВО МНЕ ТАЛАНТ DASEIN-ТЕРАПЕВТА

«…дазайн-терапия строится на принципиально ином начале. (Она) утверждает, что если человек обратился к психологу или психиатру – значит, он начинает выздоравливать, потому что существование в обществе, когда человек не испытывает никаких проблем, никаких отклонений, сильных эмоций, ничто его принципиально не трогает, не мучит, не выводит из себя - вот этот человек безнадёжно болен. Он просто тотальный псих, идиот и шизофреник. Дазайн-терапия строится на принципе das Man Хайдеггера: человек, который живёт так же, как все остальные, не испытывая никаких проблем с адаптацией к социальной среде – это законченная машина, это Untermensch, это обезьяна, или просто объект, механизм. То есть ничего более болезненного, чем самодовольный, не испытывающий никаких проблем обыватель, ничего более патологичного, ничего более абнормального, клинически болезненного – не существует. Обыватель – глубокая форма психического заболевания, и поэтому дазайн-терапевт заведомо относится к человеку, пришедшему на консультацию, совершенно по другой логике.

«Вас что-то беспокоит?» - «Да, доктор» - «Ну, слава Богу! Наконец-то вас что-то беспокоит! А теперь расскажите» - «Доктор, я хочу покончить с собой» - «Вот, это правильно! А почему вы хотите покончить с собой?» - «Потому что я никому не нужен» - «Ну, конечно вы никому не нужны! А с чего вы должны быть кому-то нужны?» (…) И вот так, постепенно, пациент, рассказывая о своих проблемах, получает у терапевта пояснение, что всё правильно, всё, что с вами происходит, это отлично, это замечательно, вы выздоравливаете. Вы чувствуете себя заброшенным? Но так и должен чувствовать себя Dasein; Geworfenheit (заброшенность) – это хайдеггеровский экзистенциал. Вы чувствуете ужас? Прекрасно. Ужас и должен испытывать человек, родившийся в мире. Вы чувствуете панику? Конечно, вы должны её испытывать. Вы понимаете, что смерть рядом? Так человек конечен, и смысл Dasein в том, что мы живём конечной жизнью, в этом её острота.

И так, постепенно, вместо того, чтобы адаптировать пациента и отправить его назад, в мир обывательщины, доктор только и рад, что к нему пришёл человек жаловаться на то, что что-то с ним не то».

(А. Дугин)