?

Previous Entry Share Flag Next Entry
ПЕСНЯ НЕ ЗНАЕТ ГРАНИЦ
gvardei


Буквально вчера в Томске произошло очень знаменательное и, безусловно, знаковое событие, - в Доме культуры ГРЭС-2 прошёл единственный концерт популярного в США вокально-инструментального ансамбля «Тэйк сикс». Безусловно стоит отметить, что в зале присутствовали только избранные и искренние ценители творчества ансамбля, а их в нашем городе оказалось немало: по самым скромным подсчётам, треть мест в зале были заполнены до отказа.

Мне также посчастливилось кое-как пробраться на представление, и тут следует попенять руководству Дома культуры: пора бы уже прорубить входные двери в зал, как-то несовременно и двусмысленно выглядит он без дверных проёмов. Впрочем, даже эта досадная оплошность не испортила присутствующим настоящий Праздник Песни.

…Прогремело три выстрела из стартового пистолета, - явный знак того, что концерт вот-вот начнётся. Послышалось надсадное жужжание сервомотора, тяжкие ядовито-жёлтые плюшевые кулисы разъехались в стороны, и вот на сцену вышли шесть хрупких мужчин в безразмерных штанах, приспущенных, по последней моде, до верхнего края косого шрама после операции по удалению аппендицита. Растянутые донельзя и явно несвежие майки, потрескавшиеся китайские кроссовки с нелепо торчащими языками, какие-то мятые картузы… Словом, первое впечатление было, мягко говоря, не в пользу ребят.

Произошла какая-то непонятная для зрителя заминка: парни, переминаясь с ноги на ногу, явно чего-то ожидали, тревожно оглядываясь за кулисы. Наконец всё разрешилось: рабочие сцены выкатили металлическую бочку и поставили её на попа. Мы облегчённо вздохнули: действительно, творческий почерк этого ансамбля отличает то, что они могут петь только собравшись кружком вокруг этой бочки, в которой загодя разводится огонь. Но в данном случае пришлось повозиться, причём стоит попенять руководству Томской спичфабрики, - пришлось извести почти полный коробок спичек, прежде чем в бочке весело заполыхал импровизированный костёр.

Теперь ничто уже не могло помешать певцам начать заявленную программу. И они запели...

Пели разное: песни любовно-романтические, патриотические, повествовательные, эротические, божественные, иносказательные, шуточные и сатирические. И знаете, несмотря на явные расовые отличия, - (ребята негры), - не чувствовалось отчуждения, наоборот, казалось, что и все зрители, присутствующие в зале, тоже негры. Причём это ощущение (основываюсь на собственном опыте), длилось ещё, как минимум, трое суток.

Не совсем понятным для зрителя было то, что парни пели без музыкального сопровождения, хотя в углу сцены стояло вполне пригодное для исполнения пианино. Согласитесь, достаточно странно, - шесть здоровых мужчин, и ни один из них не владеет хоть каким-то захудалым музыкальным инструментом. Вместо этого они хлопают в ладоши, стучат кулаками в грудь, а один из них даже взялся имитировать голосом стуки барабанов! Слушая их пение, невольно представлялось, как было бы здорово, если бы они сопровождали его звуками секстета саксофонов. Однако, зная истинное положение негритянского населения США, нетрудно понять, что большинству афроамериканцев даже крошечный пикколо-саксофон далеко не по карману, что уж там толковать про баритон! Вот и выкручиваются, кто как может.

Однако, чего уж там, истинно, что дарёному коню в зубы не смотрят. Зрители несколько заскучали, тем более что парни пели на английском языке, мало кому понятном. Лишь один явно шизоидный полиглот шумно восторгался произношением, громко и невпопад рукоплескал, то и дело повторяя: «Это ж надо, и они по-английски умеют!»

В конце концов, почувствовав, что контакт с залом ускользает, ребята сумели сориентироваться и на ужасном русском языке спели легендарную «Катюшу». Вот тут уж зал приветствовал их стоя, овации не смолкали, не боюсь соврать, минут десять, а далее последовали пять или шесть «bis».

В финале концерта ансамбль исполнил что-то такое щемяще-нежное, грустно-задумчивое русское, что большинство зрителей даже стали недоумённо переглядываться: откуда в чёрном теле столь глубокое знание и понимание загадки русской души? Приятным сюрпризом стала для всех присутствующих последовавшая далее раздача бесплатных презервативов и пробников мужской туалетной воды «Возьми шесть».

Чуть позже, за кулисами, мне посчастливилось взять интервью у одного из певцов, Клода В. Макнайта III. Не владея английским языком, я просто задавал вопросы, а Клод, не владея русским, отвечал по наитию. Я записал вопросы и ответы на диктофон, а позже, заполночь, зашёл в гости к моей школьной учительнице английского языка, Эльзе Францевне Пфердкопф (боже, как она постарела!), которая и перевела мне, как смогла, ответы знаменитого американского вокалиста:

Корр.: Скажите, какое впечатление произвела на Вас томская публика?

Клод: Господь создал всех нас равными. Поэтому я глубоко возмущён тем обстоятельством, что у вас в городе совершенно нет негров. Это явная дискриминация. Пусть это будет чёрное гетто на захудалой окраине, но пусть оно будет! Я сегодня же напишу заявление в Международный суд по правам человека. Я разорю Томск судебными процессами, вы у меня по миру пойдёте, поганки бледные!

Корр.: Вы сами сочиняете свои песенки, или, как говорится, поёте с чужого голоса?

Клод: Господь заповедал нам: не пейте, не курите, не употребляйте наркотики. Но Ему не достучаться до многих чёрствых сердец, потому мы взяли на себя обязанность донести эти нехитрые истины до людей. Поэтому все наши песни можно условно разделить на три группы: про алкоголь, про курение и про героин. И не важно, что мы говорим на разных языках, - виски, сигареты, крэк, - эти слова понятны каждому без перевода.

Корр.: Ваши творческие планы?

Клод: Господь неисповедим в своих проявлениях. На этот счёт есть одна чудесная легенда: когда равви Леви Ицхак стал равом в Бердичеве, его обуяла гордыня и он решил снизить содержание кислорода в воздухе самого города и его окрестностях. По его приказу были вырублены все леса в округе двадцати вёрст, а населению было приказано жечь костры и свечи, дабы процентное содержание углекислого газа умножить, живительный же окислитель умалить донельзя. Жители стали кашлять и задыхаться. Леви Ицхак торжествовал. Господь же со слезами и горечью смотрел с небес на мучения народа, и в конце концов принял решение. Он изменил процесс метаболизма жителей Бердичева: с тех пор они преспокойно дышат углекислым газом, а продуктом их жизнедеятельности является чистейший кислород. Господь всегда найдёт выход из любой ситуации, уж поверьте мне, Клоду В. Макнайту III-му…

На этом месте старушка уснула мёртвым сном, и интервью осталось недопереведённым. Я вышел из её квартиры в шестом часу утра, и сразу же окунулся в предутреннюю свежесть родного города. Как-то ненароком вспомнилось, что в этом году ему исполняется 404 лет. С днём рождения, Томск!

ГЦ