gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

В ОЖИДАНИИ КОЧЕРЫЖКИ

Снимок

Вчера получил прискорбное известие примерно такого рода:

«Смотрю по TV передачу про Мокроусова и думается вот что: Советский Союз погубила одна из лучших в мире оперная вокальная школа. Большинство неплохих, в общем-то, советских песен исполнялись интонацией настолько фальшивой, что верить им и сопереживать им не было никакой возможности».

Мне кажется, мысль хороша. Помнятся всякого рода телевизионные концерты (да и живые губернского уровня), посвящённые официальным праздникам и торжествам, где немалая часть программы состояла из, как сказано, «неплохих, в общем-то» советских песен. Подача их давно оформилась в традицию, почти неизбежную, впрочем. Качественная, но тяжеловесная и плоская аранжировка, вокал выверенный и правильный, но исполненный каких-то столь общечеловеческих интонаций, что до реального человека всё это не доходило вообще. Если бы это происходило в архаическом обществе, было бы понятно: жреческий корпус обращается к конкретным богам с какими-то посланиями. Слушатели – лишь свидетели этого общения, им нечего понимать и чувствовать, им лишь дивиться священнодействию. Но в случае с поздним Советским Союзом – к каким богам обращались наши славные («неплохие, в общем-то») вокалисты?

Как уже сказано, это – традиция, почти неизбежно складывающаяся. Любое совершенствование какого-либо жанра искусств ведёт к созданию академической школы, которая неизбежно отстраняется от объекта своего воздействия (реального человека), превращаясь в пение гимнов неведомым богам или демонстрацию особо изощрённых приёмов и технологий, должных показать все технические возможности экзекутора, сиречь исполнителя.

Та же авторская песня в своё время получила должную популярность именно как антитеза академизму и официозу. Она «сделала ставку» на исповедальность, или, как ещё говорят (терпеть не могу этого слова), «душевность». То есть была ориентирована не на неведомых богов, а на слушателя. Но, так или иначе развиваясь, она, авторская песня то есть, попала в свои же силки; если её «конёк» - задушевность-исповедальность, она и стала практиковаться именно в этом направлении, довольно часто прекращаясь в монстра задушевности и чудовище исповедальности. Как там Жданов про Ахматову? «Не то монахиня, не то блудница»? Ну, вот, да. Что-то в этом духе.

Повторюсь, развитие любого рода или жанра искусств приводит к появлению академизма, ну, того самого «искусства для искусства». Берём кочан капусты, отрываем всё лишнее, остаётся кочерыжка, как квинтэссенция кочана. В принципе, она должна быть наиболее сладка и вкусна. Но те, кто в детстве при засолке капусты клянчил у родителей оные кочерыжки, знают, что раз на раз не приходится; иной раз такая пресная гадость попадётся.
Tags: αισθητικός
Subscribe

  • СПИСОК ДОМОВ

    В своё время меня совершенно очаровали «спортивные татары» и «весёлые космонавты» Венедикта Ерофеева. Нынче же во время променада меня вновь…

  • КАК Я МОГ ЗАБЫТЬ...

    Прослушивая диктофон, обнаружил, что нынче ночью мне приснился дивный сон; надо же, не поленился, проснулся и набормотал. Итак, в Англии, для…

  • СУГУБАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

    Понимаю, что глупые глупостя́, но вот невольно представляю себе жениха и невесту, хлопотливо заказывающих два-три пуда свадебного сала,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment