Мало кто задумывается над тем, что в современном мире существует глубокое противоречие между декларируемыми системами воспитания и целенаправленным усилением контроля над обществом государством и корпорациями.
Либеральные («передовые») системы воспитания и образования предоставляют воспитанникам и учащимся мало чем ограниченную свободу для саморазвития, предполагая получить «на выходе» толпы самостоятельных творческих личностей с богатым и вполне сложившимся мировоззрением, активной гражданской и гуманитарной позицией, ну и далее в том же бравурном духе.
Но стоит задаться вопросом – а зачем они, эти толпы творческих личностей, тому миру, который уже вполне зримо превращается в «электронный концлагерь», а к середине текущего века уже полностью в него воплотится? Зачем этим творческим личностям активная гражданская позиция, если реальный мир диктует своим юнитам абсолютную конформность, соглашательство с теми силами и структурами, которые определяют основные поведенческие и идеологические стереотипы?
В обществе (относительно) нового типа в принципе невозможен самостоятельный протест, а если вы видите его проявления, можете быть уверены на 100%, что он инспирирован теми или иными силами, которые участвуют в социальном регулировании. В принципе, современное протестное движение выполняет роль клейкой ленты для борьбы с мухами. Даже такое мудрёное явление, как конспирация, в мире, напичканным непредставимым количеством электроники, теряет всякий смысл. Нынешние нечаевы и желябовы должны решительно отказаться от любых электронных средств связи и доступа во всемирную сеть. Записки, написанные молоком, и почтовые голуби, - вот что ещё хоть в какой-то мере может их спасти. Про DarkNet даже не заикайтесь - ибо ему одному ведомо, кто его создал и в чьих интересах существует.
Скромные опыты по социальному регулированию и контролю, проводящиеся в тех или иных городах или провинциях КНР, очень скоро получат всемирное распространение, и одну из серий Black Mirror (2016, «Nosedive») мы довольно скоро будем пересматривать не как злую антиутопию, а как поучительную историю про какую-то дуру-неудачницу, которая всё делала не так. Уж мы-то другое дело…
Возвращаюсь к основному вопросу: так зачем такому миру, контуры которого с каждым днём становятся всё резче, эти самые самостоятельные творческие личности? Если вырастить их именно такими – самостоятельными и творческими – они же и станут первыми жертвами того молоха, который уже беспокоится тем, что давно не жрал. Что, на закланье их воспитуем?..
Но тут стоит вздохнуть с облегчением. На самом деле все эти либеральные системы воспитания и образования ни о каком гуманитарном прорыве и не помышляют. Прикрываясь высоким штилем и всякой словесной требухой, они уже вполне исправно штампуют самовлюблённых полуидиотов, тех самых конформистов, которые за сытое и комфортное будущее готовы не то, что требовать как можно более скорого внедрения «цифрового концлагеря», они с удовольствием и надзирателями-контролёрами, и часовыми, и кинологами, да кем угодно, лишь бы пристроиться. Не стоит забывать, что для них это жуткий мир никакое не будущее, а самое что ни на есть настоящее, - они другого и не знают. Это сорока-пятидесятилетние – междумирки, которые полжизни «там» - полжизни «тут». Для молодых же да ранних чем «технологичнее», чем быстрее и нехлопотнее, тем лучше. А что в действительности кроется за этой нехлопотностью? – Да ладно паниковать, всё в порядке. Это же всё для нас, для людей, для нашего удобства, для того, чтобы больше времени на себя оставалось. Ну, то есть, как это там? – а, для саморазвития…