
Какой-то рекламный придурок говорит мне с экрана телевизора: «Я доверяю майонезу такому-то».
*
Я отвлекаюсь от своих штудий, с удивлением смотрю на придурка и вопрошаю его: «Как можно доверять (или не доверять) майонезу? Вообще говоря, доверие – это устный или негласный договор, который, по всему разумеется, может быть заключён между двумя существами, имеющими одинаковую систему ценностей и единую систему коммуникации. В случае с человеком – это другой человек, и никто иной. Нельзя доверять борщу, презервативам, трамваям, часам с кукушкой, жевательной резинке. Они недоговороспособны».
*
Придурок, естественно, ничего мне не отвечает, ему не до дефиниций. Я же продолжаю волноваться:
*
Одна из самых загадочных сторон человеческой психики – это повсеместный и практически ничем не управляемый анторопоморфизм. Безусловно, он существовал всегда, но в наибольшей мере он свойственен раннему религиозному сознанию, назовём его не самым удачным, но устоявшимся термином «язычество». Суть язычества – это олицетворение сил и явлений природы, население её огромным числом сущностей, в той или иной мере напоминающей человека. Возьми лешего, возьми домового, банника, овинника, водяных, русалок, - они и антропо-, и тератоморфны. Модифицированные люди. С копытами, с рогами, с рыбьими хвостами, но всё же исходным образом для большинства этих образов является человек.
*
Но вот миру являются монотеистические религии, новая ступень философского и мистического осмысления мира. Христианский Бог – это не дядя с бородой, сидящий на облаке, а Святая Троица – это не три товарища за одним столом. То есть произошла великая трансценденция, человечество вступило в область высоких абстракций, от которых дух захватывает. Казалось бы, именно в этом направлении мы и должны развиваться дальше. Оставим имманентное малым детям и «альтернативно развитым», - ну, дети-то вырастут, а «альтернативные» никогда не смогут перешагнуть грань от конкретного к абстрактному. Итак, ура?..
*
Да никакое не «ура». У нас вдруг «победил разум». И на этой замечательной волне бо́льшая часть прогрессивного человечества разом сползла от трансцендирования к старому доброму наглядному-имманентному. А если на уровне широкого обобщения, можно сказать так: человечество вернулось к язычеству. Безусловно, оно отнюдь не такое, каковым было, скажем, тысячу лет назад. Но оперирует терминами, от которых, если над ними поразмыслить, хочется криком кричать: «мудрость природы», «законы мироздания», «объективность процессов», «непреложность эволюции», ну, да там много чего понапридумывали.
*
И в прямой связи с этим именно в последнее столетие возрождается и цветёт махровым цветом упомянутый антопоморфизм. Мы даже капоты и радиаторы своих автомобилей уподобляем человеческой физиономии, а любой «нечеловеческий» дизайн воспринимаем в штыки. Мы доверяем майонезу, а кофе вселяет в нас силу и бодрость. Уверяю достойных читателей, что химические существа не имеют никакого желания в нас что-то вселять. Да у них нет ни желаний, ни возможностей. Это человек воздействует на свой организм какими-то химическими веществами и получает некий ожидаемый эффект.
*
И если представить себе, что сие языческое буйство будет шириться и далее, через два-три поколения весь мир изменится категорически. Выйдешь на улицу, а солнце тебе улыбается и подмигивает. Ввечеру туманная Луна смотрит на мир грустно и торжественно. Собаки и кошки, пожив у своих хозяев месяц-другой, меняют свои морды на хозяйские, так что теперь не потеряются. Зайдёшь в ванную комнату руки помыть - и мыло антропоморфное, да ещё и с признаками примитивной жизни. Человекообразные велосипеды, человекоподобные автобусы, гоминидные унитазы, антропоморфные бифштексы. Дует ветер северный - это такой мужик с усами и бакенбардами. Дует ветер южный – это такой юноша с козлиной бородкой. Дует восточный, западный – тоже какие-то мужики надувают щёки и дуют, дуют. Жарко – это толстая тётка, которая сидит под землёй и греет огромную сковородку, на которой мы и млеем. Холодно – это снежная королева летает в саночках по воздуху и кричит: ууу, всех заморожу.
*
Замечательный будет мир. Конкретный. Всё понятно, всё имеет простое объяснение. Ура? Ура.