
Сегодня в ночи мне прислали ссылку на восьмилетней давности выступление Евгения Рейна*, которое началось, как посвящение Ходасевичу, но довольно скоро ушло резко в сторону, превратившись в довольно эпатажное зрелище, перегруженное не самой свежей лексикой и не самыми позитивными образами.
Что стало триггером, подвигнувшим Рейна на это пиршество духа, знает лишь он сам. И в данном случае меня, право, не очень заботит сам Евгений Борисович, хотя с каждым вторым тезисом его выступления я склонен согласиться. Например, «Читатели – это говно. Поэзия существует для элиты» (угадайте, какой из тезисов тут первый, какой второй).
Но, как уже сказано, меня более задевает собственная персона. В моей голове давным-давно всё разложено по полкам: Иванов – гений, Петров – начётчик, Сидоров – графоман, Смирнов – конъюнктурщик, Кузнецов – старается, да не в коня корм, Сидоров (второй) - воинствующий нарцисс, Волков – больной на всю голову, что почему-то принимают за талант, Собакин, Кошкин, Мышкин и т.д.
Но вряд ли меня можно заставить однажды взять, и раздать всем сёстрам по серьгам. И дело отнюдь не в каких-то опасениях повредить своему реноме. Я давно вне всех этих цеховых игр и солидарностей, я ничего не потеряю, если вдруг подамся в правдорубы.
Другое дело, что в результате? Слабых, рефлексирующих, неуверенных в себе я обижу, и, скорее всего, им достанется больше, чем следует. А тех, кто, успел «сделать себе имя» и оброс поклонниками, нет никакого проку «выводить на чистую воду». Вся прелесть ситуации в том, что всё то, что они творят, на виду, - читай, слушай, анализируй. Просто до поры всё их т.н. «творчество» покрыто неким странным флёром, который отталкивает критическое мышление.
(У меня на этот счёт есть история, которую я что-то часто стал вспоминать. Был я классе в пятом-шестом влюблён в одноклассницу. Всем-то он была хороша, и души я в ней не чаял, но вот однажды на перемене во время идиотских допубертатных игр-толкалищ её кто-то толкнул в плечо, и она как-то сугубо некрасиво упала на пол. Нет бы встать и продолжить карнавал, так куда там - раскоряченно сидя на полу, она пронзала обидчика долгим укоризненным взглядом так уж нелепо-театрально, что этого было вполне достаточно, чтобы я её совершенно бесповоротно разлюбил.)
Вот и те, кто вне критики, - однажды тоже сугубо некрасиво где-нибудь раскорячатся. Но до той поры, как уже сказано, «открывать глаза» просвещённой публике совершенно бессмысленно.
То, что они губят своей популярностью то или иное культурное явление – ну, знать, культурное явление того достойно, коли несопротивляемо, коли утеряло свои несущие и направляющие. Или же представьте какого-нибудь деятеля культуры середины XIX века, вопящего про то, что разночинская шваль, эти недоучки-графоманы испоганили все великие свершения Золотого Века русской культуры, - что вполне соответствовало действительности.
Если культурная среда посыпалась, если она наполняется кем угодно, только не теми, кто её укрепляет и достраивает, нет смысла пытаться что-то изменить. Я не знаю ни одного случая, чтобы охранительство смогло удержать эту среду от деградации.
Культура, хотим мы того или нет, отражает все явления, происходящие в обществе. И с какого перепуга та убогость, которую я наблюдаю вне своего круга взаимодействия, не получит своего продолжения и развития в нынешних культурных веяниях?
Подождём. «Надо быть спокойным и упряяяямыыым…»
*https://www.youtube.com/watch?time_continue=13&v=BUA6NPwHepw&feature=emb_logo