
Она: «Наши дети говорят, что у нас лучшая работа в мире!»
Он: «Ещё бы! Ведь мы работаем с «Наггетсами»!»*
Я родился и вырос в стране, в которой обстоятельный смысл слова «сословие» знали только историки. Нет, оно мелькало в дореволюционной классической литературе, но было столь же невнятно, как «шлафрок» или «форейтор».
Нет, конечно, в отношениях больших групп населения встречались какие-то непонимания-неуважения, скажем, между «городскими» и «колхозниками». Но, господа-товарищи, советская власть просуществовала-то всего ничего, мы без неё уже треть века живём, не могла она вот так взять, и за считанные десятилетия всё выстирать, выгладить и на выставку послать.
*
Я к тому веду, что с каждым годом всё яснее замечаю оформление в моей стране нового сословного строя. Но если старый, чуть больше века назад существовавший сословный строй, подчинялся классическому определению («Социальная группа, обладающая закреплёнными обычным или кодифицированным правом передающимися по наследству правами и обязанностями»), то с новыми сословиями всё намного сложнее и противоречивее.
*
Немного зная историю позапрошлого века, легко можно представить себе нищего дворянина и крепостного крестьянина-миллионера. Оттого дворянин не переставал быть дворянином, а крестьянин - крестьянином, пускай он и перебирался чуть попозже, скажем, в купеческое сословие. Ибо, помимо денег, существовали очень серьёзные культурно-исторические привязки человека к своему кругу, своей социальной среде. Мещанин Раскольников, закончи он свой юрфак, должен был бы приложить невероятные усилия для того, чтобы выйти на более высокую социальную страту.
*
В наше же время всё решают только деньги, поскольку всё сделано для того, чтобы человек не чувствовал никаких упомянутых выше привязок. Сыграли свою роль и советские времена, когда все мы действительно были равны, - они несколько «расслабили» общество, сделали его несопротивляемым экстремальным ситуациям. Но главную скрипку, конечно, сыграли тысячу раз помянутые восьмидесятые-девяностые, когда нищие доктора наук торговали всяким барахлом на улицах, а урки всех мастей вдруг с огромным удивлением обнаружили, что они и есть надёжа и опора России. Но недолго они удивлялись, скоро спохватились, и стали.
*
Сословная структура в нынешней России не оформляется законодательно, по крайней мере, пока. Ну, да, как же это, при такой демократической конституции, откуда взяться расслоению социума? Неоткуда.
*
Однако прислушайтесь к тому, что говорится негромко пока, но всё гуще и гуще: «быдло», «быдлятник», «совок», «ватник», «нищеброд». Кто говорит? Власть говорит? Нет, это наша сетевая общественность говорит. Она не только говорит, она так и думает. Её уже кто-то сумел убедить в том, что она-то, сетевая общественность, это особый сорт людей, белая кость, голубая кровь, а вы читывали последний опус Пелевина?.. А Харари?.. Очень, очень неплохо, хотя хотелось бы лучше.
*
Сетевая общественность глаголит: «Телевидение – это для быдла. Это смотреть невозможно». Я могу согласиться с тем, что телевидение – это кошмар, но кто этот кошмар создал? Злой президент? Не смешите меня, мне год от года всё больнее смеяться… Так ты же, сетевая общественность, этот кошмар и создаёшь, и поддерживаешь, и культивируешь. Ты же и упиваешься своим псевдопревосходством над.
*
Над 84% населения? Или чуть больше, или чуть меньше… Важно ли это. Процент плюс, процент минус. Быдло.
*
Проклинаемая многими советская власть за 30-40 лет вытащила «из быдла» 200-миллионную страну. Нынешний режим за неполные 30 лет вогнал «в быдло» оставшиеся 140 миллионов. Ну, не 140, конечно, сливки поверху плавают и благоухают.
*
То ужасно, что социальная система, именуемая «капитализмом», извратила и вывернула наизнанку все подлинные представления о добре и зле, о должном и нетерпимом, о достоинстве и нечестии.
*
Но куда ужаснее, что извращённые представления были быстро и вольно подхвачены теми, кто вдруг возомнил себя этими самыми «сливками», плавающими над бездной, в которой зреет такая ненависть, что я оным «сливкам» могу только посочувствовать.
*
Элите дворянско-аристократической для вырождения потребовалось две-три сотни лет. Нынешняя элита изначально «второй свежести», от неё уже такой стервой несёт, что долго терпеть этого не будет никто. А она, элита-падаль, ещё и торопится, такое впечатление, что ей хочется, чтобы всё кончилось поскорее и пострашнее. Ну, флаг ей в руки.
*Действительно, даже реклама на TV ориентирована на бедные слои населения, где какие-то пластиковые полуфабрикаты позиционируются, как нечто престижное. Действительно, пора центральные каналы TV переименовать в «Каналы для бедных». Действительно, искусственное расслоение населения происходит планомерно и качественно.