Я остановился, меня поразил весь тот шквал ощущений, который внезапно вселился в меня. Мне стало вдруг невероятно хорошо, я понял, что нахожусь в том самом месте и в то самое время, я задержал дыхание и пристально вглядывался в эти слепящие блики до той поры, покуда осознавал своё счастье. Но секундами позже ощущение исчезло, - я же постоял ещё минуту-другую, надеясь, что оно вернётся и твёрдо зная, что так не бывает.
Зачем-то достал телефон и сфотографировал вот это:

И уже позже, шагая по Пирогова, я в который раз подумал о том, что мы - немы, что, как бы я не старался, какие бы изощрённые способы не применял, я никогда не смогу передать даже самым близким и понимающим меня людям всё то, что я испытал.
Вот г-н Пелевин пишет в «Тайных видах на гору Фудзи» про эмо-пантограф, который позволяет довольно адекватно чувствовать то, что ощущает другой человек. Надеваешь шлем, и он надевает шлем, нажимаешь кнопки, передвигаешь бегунки, тут-то оно и происходит.
Но мне эмо-пантонгаф не пригодился бы, потому что он (в представлении автора) достаточно громоздок; да и не в этом дело вовсе, а в мимолётности моего инсайта. Я помню, что я испытал инсайт, но передать его содержание я не в состоянии.
Меня послушают, покивают головой, посмотрят на нелепую фотографию, скажут что-нибудь замечательное, например: «Как я тебе завидую!» - на самом же деле всё это будет безобидной ложью, ну, да, человек что-то там почувствовал и испытал секунды восторга. Но мы не понимаем, о чём ты, даже если очень напряжёмся, мы всё равно сможем выдавить из себя лишь банальные дружелюбие и приветливость. Не требуй от нас большего, потому что мы не на твоей волне, да что уж, ты и сам уже давно не там. Что, розы пахли как-то особенно? Как «особенно»?.. Что значит «особенно»?.. А как не-особенно пахнут розы?.. Тебя поразил их аромат своей приглушённостью? Скажи пожалуйста, надо же, приглушённостью… То есть неяркостью?.. Нет, не то?.. Ты его еле чувствовал?.. Нет, не то?.. А что такое «приглушённость», в таком случае?.. Ах, эта приглушённость тебя поразила гораздо больше любой яркости и интенсивности? Ух ты.
И вот этот словесный блуд сопровождает нас всю жизнь, в конечном итоге сводясь к нежеланию хоть что-то объяснять.
*
Да нет, конечно. Покуда я в относительном рассудке и более-менее сносно владею языком, куда мне деваться?.. Но не оставляет вот это чувство вяжущей немоты, когда вместо понятных мне и удивительно стройных образов мои уста исторгают какой-то несвязные лепет, какие-то ходульные конструкции, шаткие и валящиеся при первом порыве ветра.
С другой стороны, я вполне понимаю, почему мы ограничены языком. Потому что всевозможные инсайты в нашей жизни достаточно редки, большую же часть времени в наших головах – полная ерунда, порой перерастающая в невероятную дрянь и мерзость. Уж лучше без эмо-пантографа. Не дай Бог, чтобы в мою голову заглянули тогда, когда и меня самого-то там почти нет.