gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

У и О

maxresdefault

Я порадовался за Бродского, когда в своё время прочитал ныне знаменитые слова из обращения (1988) к выпускникам Мичиганского университета (Ann Arbor), где он довольно долго работал:

«Всячески избегайте приписывать себе статус жертвы. Из всех частей тела наиболее бдительно следите за вашим указательным пальцем, ибо он жаждет обличать. Указующий перст есть признак жертвы - в противоположность поднятым в знаке Victoria среднему и указательному пальцам, он является синонимом капитуляции. Каким бы отвратительным ни было ваше положение, старайтесь не винить в этом внешние силы: историю, государство, начальство, расу, родителей, фазу луны, детство, несвоевременную высадку на горшок и т. д. Меню обширное и скучное, и сами его обширность и скука достаточно оскорбительны, чтобы восстановить разум против пользования им. В момент, когда вы возлагаете вину на что-то, вы подрываете собственную решимость что-нибудь изменить; можно даже утверждать, что жаждущий обличения перст мечется так неистово, потому что эта решимость не была достаточно твёрдой. В конце концов, статус жертвы не лишён своей привлекательности. Он вызывает сочувствие, наделяет отличием, и целые страны и континенты нежатся в сумраке ментальных скидок, преподносимых как сознание жертвы. Существует целая культура жертвы, простирающаяся от личных адвокатов до международных займов. Невзирая на заявленную цель этой системы, чистый результат её деятельности - заведомое снижение ожиданий, когда жалкое преимущество воспринимается или провозглашается крупным достижением. Конечно, это терапевтично и, учитывая скудость мировых ресурсов, возможно, даже гигиенично, так что за неимением лучшего материала можно удовольствоваться таким - но старайтесь этому сопротивляться. Какой бы исчерпывающей и неопровержимой ни была очевидность вашего проигрыша, отрицайте его, покуда ваш рассудок при вас, покуда ваши губы могут произносить «нет»*.
*
Обращение несколько иронично, довольно перегружено дидактикой, но главное сказано; другое дело, вряд ли выпускники Мичиганского университета, спроси их сейчас, смогут похвастаться тем, что слова именитого иноземца так уж повлияли на их дальнейшую жизнь. Впрочем, американцев можно обвинять в чём угодно, но, по крайней мере, они пытаются выглядеть «людьми длинной воли», и каждый первый там – несгибаемый self-made man.
*
И, пожалуй, да, статус жертвы довольно привлекателен, что нам неустанно демонстрируют всевозможные братья-славяне в лице украинцев и ляхов, а далее идёт такой уж длинный и непростой список, что невольно теряешься и замолкаешь в туповатой задумчивости. Удивительно: пытаться конструировать национальную самобытность на том, что тебя изначально обижали и унижали, а ты вот взял, и вдруг с какого-то перепугу стал ужасно свободолюбив. Вообще-то так не бывает, но те исторические каракули, которые нам пытаются подсунуть за чистую монету, доказывают, что нет, бывает, и ещё как. И на этой вздувшейся от газов корове целые народы пытаются въехать прямиком в рай, «как они его понимают и представляют».
*
К статусу жертвы довольно быстро привыкаешь, эта личина прикипает к твоему лицу, как пресловутая маска к физиономии Джима Керри, и отодрать её со временем уже практически невозможно. Служившие в армии наверняка вспомнят хотя бы две-три таких физиономии, на которых чуть не карикатурно отмечены какая-то несмываемая мировая скорбь, постоянное чувство укора от ожидаемых обид и несправедливостей.
*
Я и сам такую морду надевал, когда после подъёма ужасно не хотелось бежать три километра (утренняя зарядка такая); состроив плаксиво-угнетённую мину, я обращался к командиру отделения с жалобой на ножку, на ручку, на головку, ну, по обстоятельствам. Начальство смотрело на меня презрительно и отчуждённо, но, в конце концов, плевало и убегало на зарядку. А я, содрав харю, вседовольно курил в сортире, прижавшись спиной к тёплой батарее. Так что сама технология мне знакома, как, я думаю, и большинству моих Многоопытных Читателей.
*
Но одно дело – применять технологию эпизодически, другое – превращать её в образ жизни и постоянную самопрезентацию своих язв и свищей. Ибо я, отлынивая от зарядки, понимал, что ради получения какого-то преимущества я, безусловно, унижаюсь. И это меня нисколько не радовало. Я менял шило на мыло.
*
Люди же иной формации, сделавшие себя вечными самопечальниками, униженными и оскорблёнными по призванию, они-то никакого унижения не испытуют, они-то действительно полагают себя жертвами обстоятельств, злых начальников, суровой сибирской природы, произвола неких скрытых сил, ну и далее, список бесконечен.
*
Удивительно, что порой они совсем неплохо устраиваются. Удивительно именно потому, что к этой породе с уважением относиться невозможно. С другой стороны, они что, ради моего уважения претерпевают столь невыносимые страдания и муки? Нет, там другие приоритеты, мне непонятные и даже не любопытные.



* «To avoid to attribute the status of the victim. From all parts of the body most vigilantly monitor your index finger, because he wants to convict. Pointing the finger is the sign of the victim - as opposed raised in the sign of Victoria middle him and index fingers he is a synonym of surrender. No matter how ugly your position, try not to blame the external forces: history, state authorities, race, parents, phase of the moon, childhood, late planting pot and so on. The menu is extensive and boring, and its vastness and boredom quite offensive to restore mind to use it. At the moment, when you lay the blame on something, you undermine your own determination to change something; you can even argued that is athirst of conviction finger torn so furiously, because this determination was not hard enough. Finally, the status of the victim is not deprived of its appeal. He sympathy, confers honours, and whole countries and continents luxuriate in the gloom mental discounts, doctrines or as a victim consciousness. There is a whole culture of the victim, stretching from personal advocates to international loans. Despite the declared aim of this system, the net result of its activities is the deliberate reduction expectations when pitiful advantage is perceived or declares major achievement. Of course, this terapevtichno and, given the dearth of world resources, perhaps even hygienic, so for lack of a better material can be satisfied with this - but try to resist. Whatever comprehensive and undeniable nor was evidence of your loss, deny it, as long as your mind when you, as long as your lips they can say «no».
Tags: Моралите
Subscribe

  • ОСТРАКИЗМ

    Всё же странно представить себе подобное: * Вот квартал пятиэтажек. Вот во дворе собираются мужчины-собственники квартир, то есть «граждане». Вот…

  • CV

    «…понимая, что история в СССР — ложь, пропитанная идеологией» (Имярек) Когда я в 1001-й раз читаю подобные сентенции, мне, во-первых, разом…

  • DREAM TEAM

    «По моим наблюдениям, в конце 19-го века и еще более в начале 20-го в каждой русской семье, не исключая и царской, обязательно имелся какой-нибудь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments