ОЧЕРЕДНАЯ СПЕКУЛЯЦИЯ

Применив простейшую спекуляцию*, утверждаем: человек, исповедующий идею полной и безраздельной свободы личности, не в состоянии совершить простейший выбор.
Ибо выбор – это не просто предпочтение, это обретение зависимости от объекта выбора. Если ты выбрал сигареты West, значит, ты утерял возможность проявления свободы воли. Либо ты признаёшь это и становишься жалким рабом сигарет West, либо каждый день и каждый час куришь всё новые и новые сигареты, тем самым утверждая свой блестящий произвол.
Конечно, курение само по себе – это несвобода, так что придётся бросать курить, что, впрочем, является ещё большим насилием и вопиющим проявлением несвободы.
Ещё один нюанс – всё же ассортимент сигарет не бесконечен, и перебрав две-три-четрые тысячи названий, ты неизбежно станешь заложником этого списка.
Ещё раз. Полная свобода не может осуществляться без выбора, но каждый фактический выбор ограничивает свободу.
Потому, когда вы в очередной раз услышите декларацию «Я – свободный человек», не поленитесь, подойдите и спросите: «А каковы критерии свободы в вашем понимании? А в чём вы ограничиваете свою свободу? Предоставьте мне список, пожалуйста, в чём ваша свобода имеет вполне очертаемые пределы, а в чём безраздельна и абсолютна? Если же такого списка у вас нет, имеет ли смысл ваша декларация вообще?»
Право, в этом есть резон; скажем, у человека шестеро детей. Двух из них он держит в чёрном теле, двух воспитует, но не так уж и строго, двум же оставшимся позволяет у себя на голове сидеть. Согласитесь, что со стороны это выглядит довольно странно.
Вот и со свободой. Ты, уж коли декларируешь, так будь последователен, и проявляй свою замечательную свободу во всех проявлениях жизни, не стесняйся, расслабься, раскрепостись…
Однако, возвращаясь к начальному посылу этой штудии, получается забавное: абсолютно свободный человек, не имеющий возможности ограничивать себя выбором, обретает довольно печальный облик, ибо, как тот самый Буриданов осёл, не в состоянии подойти ни к одной, ни к другой, ни к какой-либо возможной охапке овса. Результат плачевен: голодная смерть.
Понятно, что это, как уже заявлено, лишь спекуляция. Но наша спекуляция – лишь ответ на вопли тысяч недоумков, которые с какого-то перепуга считают возможным заявлять о своих особых правах на решение столь запутанного вопроса. Вот мы им и говорим: так нет же, господа, в третий раз повторяем: свободен лишь тот, для кого не существует проблемы выбора. Даже такого простенького, как выбор между жизнью или смертью. Вам же пребывать либо вне, либо ровно посредине между. И блюсти баланс.
*Напомню, что слово совсем не страшное. Specio в переводе с латинского всего лишь «взгляд». А спекуляция - отвлечённое, умозрительное рассуждение, не имеющее эмпирической основы. Морально-этические категории сплошь и рядом спекулятивны, что не мешает им изменять наши судьбы и историю мира.