Вот эта близость подлинника от симуляции особенно забавна. Скажем, в аэропорту Богашёво сажусь я в самолёт, долетаю до Москвы, пересаживаюсь в самолёт до Парижа, от Парижа на перекладных добираюсь до коммуны Монтиньяк, что в Перигоре – и вот же, Grotte de Lascaux, но мне туда нельзя, так что я топаю в расположенную неподалёку копию и радуюсь какой-то мазне, которая изображает мазню настоящую, которая неподалёку, но мне туда нельзя.
Зачем бы я совершал столь неблизкий путь? Довольно бы было и картинок в интернете, - чем они, собственно, отличаются от симуляции в Ласко II? А вот ничем.
Несмотря на прогнозы каких-то печальников предположим, что через 20.000 лет настоящая пещера с настоящими росписями исчезает, а вот Ласко II сохраняется. Потомки нынешних европейцев открывают сей дивный артефакт и пребывают в полном восторге: оказывается, уже 20.000 лет назад их предки умели рисовать на стенках всяких быков и прочую живность.
Ласко II становится жемчужиной мировой культуры, туда валом валят туристы. Они дышат, выделяя влагу и углекислоту, а также разносят всевозможные микроорганизмы и споры, от которых росписи поддельной пещеры начинают гибнуть. Принимается решение закрыть Ласко II для посещения, рядом появляется новострой, какой-нибудь Ласко V, ну, и так далее, ещё 200-300 тысяч лет, вплоть до Ласко ХLVII.
(Помнится, Карл Линней под старость впал в сенильное умиление; перечитывая собственные книги, очень хвалил автора за немалые достоинства оных)
Достоверность и аутентичность. Удивительные понятия: они столь высоко ценимы, что в результате большинство так называемых достоверностей и аутентичностей на самом деле оказываются подделками. Денег стоит даже не фабрикация, а покупка авторитетов, которые своим словом обеспечивают легитимацию этой самой достоверности. «Это очень смешно», говорю я тем, кому так не показалось.
Невольно вспоминается фрагмент обзорной лекции Евгения Евстигнеева из «Города Зеро». Им и завершу:
«Кровать Аттилы, на которой предводитель гуннов надругался над вестготской королевой на глазах своей орды. Профессор Роттенберг обнаружил на ней остатки семени, по которым он вывел формулу ДНК, ввёл данные в компьютер и получил абсолютно достоверный образ Аттилы».
