
Буквально через неделю после выхода в свет романа Елгуды́ То́ропова «Долгие шлепки в тумане» в стране началась самая настоящая эпидемия разводов. Это было вполне ожидаемо; дело в том, что сюжет романа построен на описании взаимного отчуждения, нарастающего в семье Шуя и Десны Кудыких. Написанные с невероятной силой и задором, «Долгие шлепки…» стали триггером для десятков тысяч семейных пар, которые, осилив этот восьмисотстраничный кирпич, решились наконец-таки на то, о чём помышляли лишь в тревожных снах своих. Критики, поначалу встретившие роман довольно прохладно, после, наблюдая это невероятное поветрие, сменили гнев на неизбежное принятие и капитуляцию перед блестящим пером Елгуды.
*
Это было вполне ожидаемо и по другой причине. Дело в том, что предыдущие романы Торопова также вызывали довольно однозначные последствия. Скажем, прошлогодний, «Не дуй в камыш, сестра»: миллионы наших соотечественников, покинув насиженные места обитания, доходные и престижные места работы, вдруг ринулись на освоение самых необжитых районов Иркутской области и Якутии.
*
А за два года до него был «Черепаховый гребень Тортиллы». Статистика – дама гулящая, но вряд ли она смогла в данном случае соврать: 80% женщин за последние три года рожают исключительно двойни-тройни. Каким образом Елгуды мог воздействовать на столь тонкую материю, как многоплодная беременность, остаётся загадкой до сих пор. Но, так или иначе, откройте первые страницы романа, и вы сразу же окажетесь свидетелями клятвы юных Сабины Пустяк и Николая Разнобоя на каком-то утёсе над могучим Енисеем: дескать, женятся и у них будет 48 детей.
*
А до «Гребня» были «Валенки любви нашей», благодаря которым Лидия Русланова вдруг вышагнула из забвения и превратилась в национальную героиню каких-то невероятных, чуть не болезненных масштабов. Доходило до того, что 18-летние молодухи штурмом брали клиники пластической хирургии и требовали «сделать их под Лидию Андреевну». А более половины населения страны вдруг стихийно стали причислять себя к эрзянам, ну, то есть к народу «эрзя», к которому принадлежала Русланова. Что до репертуара Лидии Андреевны, ныне его наизусть не знают только клинические идиоты, - даже дебилы и имбецилы вполне сносно исполняют те же «Валенки».
*
А за два года до «Валенок» была ранняя повесть «Выжимки», после которой первым русским хлебом стал жмых.
*
Повторюсь: никто понятия не имеет, каким образом вполне традиционная, безумно многословная и, скажем честно, противоречивая проза Елгуды таким невероятным образом воздействует на массового читателя. Власти предержащие, было, пытались взять его в оборот и заставить писать под их диктовку, но он им публично пригрозил публикацией за рубежом, - дескать, роман уже давно переправлен и только ждёт сигнала к публикации. Так что от него быстро отстали.
*
Елгуды не очень любит делиться творческими планами, но в прессу просочились смутные слухи о том, что к декабрю в свет выйдет его очередной роман под условным названием «Возвращение юбок». Уже строятся смелые догадки по поводу его содержания, но не будем бежать впереди поезда, дождёмся декабря.