gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

НЕ ЗАБУДЬТЕ ВЗЯТЬ БИНОКЛЬ

f03_veber_opera_bgc_3x25_lornet

Первая глава «Общества спектакля» Ги Дебора завершается так:

«Спектакль - это капитал, находящийся на такой стадии накопления, когда он превращается в образ самого себя».

Первая мысль, возникающая после прочтения этой сентенции: а зачем капиталу создавать образ самого себя?

Вторая мысль: ну, ладно, переведу всё на себя. Зачем бы мне понадобилось создавать образ самого себя? Первое – безопасность: пусть образ расстреливают и взрывают, вешают и топят, я останусь цел. Второе – манипуляция: если я смогу изменять свой образ, я смогу воздействовать на общество в своих интересах. Я могу создать устрашающий образ, могу изменить его на умиротворяющий, и т. д. И третье, продолжающее второе - создавая свой образ, я могу легко скрыть своё несуществование.

La Société du spectacle был написан 52 года назад, в 1967 году, когда и Франция, и иные страны Европы ещё обладали реальным промышленным капиталом, в отличие от времён нынешних, когда на смену заводам и фабрикам пришли бесчисленные «мыльные пузыри» фондовых рынков.

Автор, прилежно следуя Марксу, в 1967-м году пишет о «всеобщем отчуждении трудящихся от продуктов их деятельности», - но, доживи он до наших дней, он бы диким воем огласил ту же Францию, ибо ныне 90% взрослых работоспособных жителей планеты понятия не имеют, что они делают, зачем они это делают, и почему им за это ещё и платят деньги?.. От денег они, впрочем, не отказываются, но понимания от этого не прибавляется. То есть сейчас мы вправе говорить уже о «всеобщем отчуждении трудящихся от смысла их деятельности».

Смысл вообще слабое место «общества спектакля», сам автор говорит об этом так: «В спектакле, который является образом господствующей экономики, цель - ничто, развитие - всё. Спектаклю не нужно ничего иного, кроме самого себя». Я думаю, в конце 60-х подобное заявление выглядело революционно, нынче же – это общее место.

Тем же, кто сомневается в этом, советую спросить у любого политика: цель вашей деятельности? Всенепременнно ответит: повышение благосостояния и комфорта граждан. Поймайте и вопросите экономиста: цель вашей деятельности? Обязательно скажет: рост эффективности, повышение доходов, возрастание влияния. Вас это устроит? Вы могли задать подобные вопросы десять лет назад, двадцать лет назад, тридцать лет назад, и получили бы точно такие же ходульные ответы. Именно так: развитие – всё, цель – ничто.

Да её и нет, цели. Или же можно представить себе, как запыхавшиеся политик и экономист восходят на какую-то вершину, втыкают в неё флажок и говорят: всё, цель достигнута? Ага, дождётесь…

И не смейте задавать эти провокационные вопросы, потому что вам лишь только интересно, а им, режиссёрам этого балагана, страшно даже задумываться о том, что же будет дальше? За минувший век им дважды пришлось устраивать кровавую баню – в 1914 и в 1939 годах – только для того, чтобы не отвечать на подобные вопросы. Пока сама баня топится, после десять –двадцать лет на отходняк от угара, после ещё жива память о бане, после то, после сё, - так, глядишь, и перекантуемся лет Nцать…

Так и живём. Цели нет. Деньги есть, но они ничего не стоят, потому что создаются бесконечными финансовыми спекуляциями глобальных масштабов. Вернее, они что-то стоят до той поры, пока в них верят, как маленькие дети, очень серьёзно обменивающиеся друг с другом фантиками от конфет. Стоит кому-то, кто поавторитетнее, воскликнуть: «Дураки дурацкие! Это не деньги, это фантики!» - о, что тут начнётся…

Но пока всё хорошо, всё ужасно устойчиво и надёжно. Я иду в банк, беру там в долг под проценты много фантиков. Для того, чтобы отдать долг с процентами, я повышаю цены на свои услуги, благодаря чему мои клиенты, дабы расплатиться со мной, идут в банк и берут в долг под проценты много фантиков. Это называется процветание. Банки совершают триллионы операций, манипулируя фантиками, пустотой, никчемностью-ничемностью.

У президента Камеруна приступ геморроя? Мировые биржи тут же реагируют на это важнейшее событие, тут повышение, там понижение, благодаря чему фантики из одного виртуального мешка оказываются в другом виртуальном мешке. Движение капитала, господа, это вам не баран чихнул.

И вот к этому ко всему, господа, надо относиться предельно серьёзно. Десятки тысяч аналитиков денно и нощно закатывают глаза и рассказывают нам о том, как вся эта бредятина невероятно важна, как от всего от этого зависит наше благосостояние, наш комфорт и «уверенность в завтрашнем дне».

Теперь перечитаем:

«Спектакль - это капитал, находящийся на такой стадии накопления, когда он превращается в образ самого себя».

Мне кажется, фраза стала более понятной. Ну, по крайней мере, мне…
Tags: ИСТОРИЯ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments