Среди стихов Александра Величанского (который «Под музыку Вивальди») нашёл замечательное:
По сути
Когда нас обрили наголо
и в ХБ обрядили,
мы стали совсем одинаковы,
какими по сути и были.
Но вскоре мы пригляделись
друг к другу, по лицам судя,
и стали – различны, отдельны,
какими и были по сути.
Но для прочего мира
и сами по себе
мы стали по сути мундиры лишь
или ХБ.
Бог мой! – сказал я. В двенадцати строчках – целое социальное исследование, причём, на мой взгляд, безупречное.
Ну, да, именно так. Единообразная форма одежды, оболванивание «под машинку» разом обезличивают. Что уж армия, вспомнить святые 90-е годы, когда по улицам российских городов ходили толпы клонов в несвежих спортивных костюмах и с «кожаными головами». Идёт на тебя компания из пяти-семи подобных существ, не знаешь, на ком остановить взгляд, настолько уж растиражировано они выглядели.
Однако, да, армейские наблюдения именно таковы: очень скоро именно единообразие даёт проявиться индивидуальности, да уж так основательно, что не скроешь, не подменишь. Кто и как подшивает подворотник. Кто и как чистит и содержит сапоги. Кто и как управляется с погонами: ходит без вставок, со вставками мягкими, жёсткими. Кто чистоплотен, кто засален. Кто и как готовится к увольнению в город. Да там десятки тонкостей, которые постороннему взгляду совершенно незаметны.
Хотите узнать всю подноготную группы людей – обрядите их в форменную одежду, через неделю посмотрите, кто есть кто. Этот неряха, но изо всех сил старается выглядеть лучше, хоть и смешно у него это получается. Этот засранец, и даже не замечает того. Этот – нарцисс, хехе, «метросексуал» здешний. А этот ординарен, всё у него, как в книжке, - ни хуже, ни лучше.
Я абсолютно уверен в том, что форменная одежда даёт гораздо больше поводов проявиться внутренней сути человека, чем некий свободный стиль. Удивительно-то то, что «свобода» упомянутого свободного стиля весьма преувеличена, и желание разнообразия оборачивается именно что скатыванием к единообразию. Любое поветрие в области моды тут же подхватывается 90% «носителей» - то есть в одном случае (армия) все стонут по поводу директивного единообразия, в другом же (гражданка) все счастливы тем, что по своей воле втыкают жёлтую розу за левое ухо под углом 45 градусов к плоскости лба.
Что же до последнего четверостишия, и здесь всё точно. Как у Честертона в «Странных шагах»: хочешь остаться незамеченным – надень форменную одежду. Форму запомнят, на лицо даже не взглянут. А если и взглянут, толку немного: «Он был такой… в форме…».
Кстати сказать, каждый из нас изначально является носителем замечательной униформы. Этот долбанутый американец Spencer Tunick, который год за годом фотографирует огромные стада голых дядек и тётек, своим ремеслом наглядно доказывает, что нагота обезличивает с тою же определённостью, что и любая обязательная форма одежды.