gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Category:

НЕОПРЯТНАЯ ГОЛАЯ ЖЕНЩИНА ИЩЕТ ПОДДЕРЖКИ И ПОНИМАНИЯ

Снимок

Вот я, например, историк липовый. Я заочник, а бо́льшую часть экзаменов все шесть лет учёбы я сдавал, вынося битую штукатурку из аудиторий главного учебного корпуса ТГУ. Там тогда шла капитальная реконструкция, так что четвёрки в зачётку я получал вполне исправно.
*
Имея столь богатый опыт академической фальсификации, я довольно прохладно отношусь к господам, которые размахивают своими дипломами, а то и чем покруче, тем подразумевая, что они ужасно компетентны. Нет, господа, дипломы – они для трудоустройства и самоупоения, на большее не годятся.
*
Историк – это человек, помимо какого-то уровня эрудиции, обладающий особым историческим мышлением, которое в дипломах почему-то не прописывается и никак не оценивается. А одна из самых главных составляющих исторического мышления – это критицизм, читай «антидогматизм». Если это качество у человека отсутствует, то он может обвешаться дипломами с ног до головы, - дело хозяйское, но толк невелик.
*
Вот текст.
*
«Эта история началась так. Двадцатого июля 1969 года, когда Нил Армстронг и его напарник Базз Олдрин кружили над лунной поверхностью, выискивая место для посадки, они вот-вот могли врезаться в нее. Проблемой была геология. Скал оказалось слишком много, а топлива – слишком мало. Скалы и валуны покрывали поверхность Луны, не позволяя безопасно приблизиться к ней. Олдрин наморщил лоб. Смотря одним глазом на измеритель горючего, а другим – на лунный ландшафт, он поставил Армстронгу жесткий ультиматум: посади эту штуку – и притом быстро!
Однако Армстронг явно был более флегматичным. Возможно (кто знает?), у него просто не было времени на непрошеного советчика. Но по мере того, как время истекало, горючее кончалось, а перспектива смерти из-за силы тяжести становилась все более очевидной, он хладнокровно разработал план действий. Он приказал Олдрину пересчитать на секунды оставшееся количество топлива. И начать вслух обратный отсчет.
Олдрин сделал то, что ему сказали.
«Семьдесят… шестьдесят… пятьдесят…»
Пока он считал, Армстронг внимательно изучал раскинувшийся под ними лунный пейзаж.
«Сорок… тридцать… двадцать…»
Однако ландшафт оставался все таким же негостеприимным.
Затем, когда оставалось всего десять секунд, Армстронг увидел счастливый шанс – серебряный равнинный оазис у самого горизонта. Неожиданно и незаметно, как хищник бросается на свою добычу, его мозг сосредоточился на цели. Словно во время тренировочного полета, он направил судно к зоне сброса и выполнил идеальную, описанную в учебниках посадку в единственно возможном на много миль месте. Один гигантский прыжок для человечества».

(Кевин Даттон, «Мудрость психопатов»)


*
Казалось бы, какая красивая история. Но стоит чуть отстраниться, и всё вышеописанное превратится в дешёвую беллетристику пошиба Барабары Картлэнд.
Следует лишь представить себе лунный модуль «Аполлона», керосинку на ножках, каракатицу несуразную, - а после увидеть, как она парит над Луной, и вдруг «серебряный равнинный оазис у самого горизонта». И счёт «десять», и - прыг до самого горизонта. И разом на скрижальки истории.

Это неправда, это не может быть правдой. Как было на самом деле – понятия не имею, но это - ерунда какая-то.
*
Или вот же, странное такое престранное. Существуют сотни рассказов, касающихся эпохи репрессий 30-40-х годов. Эдакий мифологический нарратив, повторяющийся из раза в раз. Человека в застенках пытают, издеваются, творят страшные вещи. Но делается всё это ради того, чтобы он подписал какую-то бумажку, назовём её протокол. Скажите мне на милость, если всё, что там происходит, ад кромешный, зачем этот фольклор про подписание-неподписание?

Это как с Серым Волком и Красной Шапочкой. Для того, чтобы съесть девочку, Волк зачем-то напялил на себя бабушкины вещи, улёгся в кровать, нёс какую-то ахинею про зубы, - зачем это всё, если можно просто съесть?

А это и называется сказочный нарратив - чтобы ребёнок засыпал, качаешь, да растягиваешь повествование, превращая его в какой-то ритуальный распев.

Вот и с этими следователями НКВД – они тоже, как Серые Волки, вместо того, чтобы за пять минут фальсифицировать протокол, занимаются многонедельным ритуальным вымогательством аутентичной подписи. Это сейчас любое следственное дело шерстят и адвокаты, и прокуратура, - тогда-то кто бы стал выявлять подлог?

Мне можно возразить знаменитым «Признание – царица доказательств» тов. Вышинского, но это тоже не очень убедительно. Согласитесь, странно это: быть извергом-кровопийцей-садистом, но иметь единственный пунктик: подпиши, и всё тут. Иначе вся моя страшная сила совершенно бессильна.

Но это повторяется, повторяется, и в силу частой повторяемости уже не воспринимается критично.
*
Но уж где-где, а в этой информационной сфере ни о какой критичности и помышлять не приходится. Слова любого бывшего заключённого принимаются на «ура», слова «мучителей и гонителей» вовсе никого не интересуют. Здесь я полностью на стороне Пучкова-Гоблина, хоть он ни разу не историк: придите сейчас на любую зону, поговорите с зэками, и вы разом обнаружите, что в тюрьмах у нас содержат исключительно невинных жертв произвола. Это похоже на правду? Это совсем не похоже на правду. Ну, а почему то, что происходило 70-80-лет назад, воспринимается именно так? А ещё лучше вот что: «тогда половина страны сидела, а половина охраняла». Прекрасная максима, применимая к каждому из нас. Вы уж сами решите, кто у вас и как. Скажем, предки по мужской линии у вас сидели, а предки по женской охраняли. Так и познакомились.
*
Ещё одна прекрасность: не доверять словам «палачей и извергов», зато почему-то доверять следственным делам, которые они составляли своими пакостными руками. В этом есть хоть какая-то логика? А вы когда-нибудь слышали такую примечательную фразу: «Я вам как на духу, только без протокола»? Или вы думаете, что её придумали сценаристы сериалов?

Но кто-то будет продолжать тыкать в серенькую-жёлтенькую бумажицу и говорить о том, что вот, «тут написано». Если бы всё тут или там было написано, да ещё и соответствовало действительности, это бы очень не понравилось всем без исключения, разве только грудных бессознательных младенцев помилуем.
*
Господа, я не обеляю злодейство. Я всего лишь о том, что голая истина не понравится никому – ни нашим, ни вашим. Пребывать в подобных непонятках не очень уютно, нам же хочется, чтобы всё было, как в фильмах про Бэтмэна: вот этот, с разорванным ртом, очень несимпатичный, злодей, а вот этот, в костюмчике летучей мышки – явно герой, по всему видно…
*
Для того, чтобы проникнутся идеей про некрасивую голую истину, вспомните какую-то более или менее критическую ситуацию из собственной жизни - героем вы там оказались, или злодеем? 90% опрошенных потупятся, скажут: ни героем, (потому что я скромный), ни злодеем, (потому что в глубине души я очень хороший), я стал жертвой обстоятельств.
*
На том и успокоимся.
Tags: ИСТОРИЯ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ГРАЖДАНСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

    Некий сценарий. Безумный учёный Петя изобретает некий прибор, который достоверно определяет, есть ли у человека душа, нет ли её. Скоро…

  • ДВОЕ ИЗ КОИХ

    (Николай Курганов, «Краткие замысловатые повести из «Письмовника». 1769) «Двое, из коих один слыл заикою, посещали вместе некую вдову; и как она…

  • РЕВЕРСИИ

    Одно из редких, но достойных развлечений детства - дружеские фантазии на тему «жизнь наоборот». Сейчас есть куча приблуд, с помощью которых можно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments