
Мне позвонил Р.Л. Каким-то довольно благостным голосом он рассказал мне о том, что ему, в свою очередь, из Новосибирска позвонил В.Б. и напомнил историю 1991 года. Дескать, помнишь ли, как вы с Ивановым только вернулись с какого-то фестиваля, а тут августовский путч в Москве? И вы (то есть Р.Л. и Иванов), даже домой не заходя и гитар не оставив, участвовали в Ночном Марше в поддержку Белого дома и Ельцина?
Я припоминаю: да, мы с Р.Л. участвовали в этом Ночном Марше. Десятки тысяч студентов и просто патриотов своей страны шли по улицам Томска куда-то за пределы города, тем самым поддерживая защитников Белого дома. Дело было ночью, по крайней мере, после двух часов, шли спокойно, кто с фонарями, кто с факелами. И среди них – да, я и Р.Л.
Р.Л. спрашивает: ну, а куда мы шли? Кажется, в какую-то пещеру? Нет, говорю, мы пришли, кажется, в какой-то огромный храм. Да, в храм. Р.Л. засомневался: где такой огромный храм за пределами Томска, чтобы в нём уместились десятки тысяч патриотов? Я ему встречный вопрос: а где такая пещера?
Мы призадумались. Вот всё в голове уложено, всё хорошо, но с финалом (куда шли, да и зачем) какой-то коллапс. Я спохватываюсь: да в сети найти проще простого. В сети всё документировано, всё есть. И тут же набираю в поисковике: Томск, события 19-21 августа 1991 года.
Первая ссылка тут же показывает некий мультфильм. Маленькая подлая девочка на окраине леса подменяет реальность. Откуда-то таскает какие-то щиты, прикрывает белёсое небо ночным, чёрным-пречёрным. Монтирует их один за другим, один к другому. Небо становится чёрным. Всё это делается для того, чтобы кого-то обмануть и что-то отнять. После пауза, я вижу, как какой-то медвежонок (он и есть обманутый) кричит на девочку, дескать, отдай, отдай. Девочка испугана, но всё же подло хихикает.
Всё понятно. Девочка – это злые силы, медвежонок – это юная демократия России. Аллегория на ГКЧП и события в Москве. Но при чём тут Томск, и что же с конечным пунктом Ночного Марша?
Я только начинаю рассматривать другие ссылки, но тут-то меня и выбрасывает из сна. Я ошеломлён. Я хватаю телефон, и наговариваю содержание сновидения. Потому что понимаю, что к утру забуду. Смотрю на часы – без пяти три.
1991 год. С Р.Л. я познакомлюсь только через три года. Но это ли важно. Важно другое: куда пёрла ночью такая огромна толпа патриотов и демократов? Зачем? Что там было? Пещара? Храм? Или что-то иное, ещё более величественное и устрашающее? Почему-то припомнился пресловутый Rattenfänger von Hameln. Впрочем, слишком прямо. Там что-то хитрее и необычнее.
Вряд ли когда узнаю. И в этом тоже есть смысл.