gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

КУЛЬТУРНЫЕ НАВЫКИ

G7dy

Если хотите, «ценности». Но слово уж больно дурацкое.
*
Они абсолютно условны. В каких палестинах родились и выросли, то и мило. Помнится колхозный рынок в городе Ош в 1990 году, вопли местных эстрадных див из каждой музыкальной будки, - меня корёжило, меня мутило, местные же вполне благосклонно слушали все эти колоратуры, потому что культурные навыки у них были совершенно другие. Вот и давка у входа в кинотеатр, где одни индийские фильмы. Вы будете давиться у входа в кинотеатр, где одни индийские фильмы? А они давились. Эстетическая парадигма потому что совсем иная.
*
«Условность» не означает, что её разом можно заменить на что угодно иное. Язык, на котором вы говорите с детства, тоже условность, но такая уж въедливая, что вот станете рожать, и начнёте блажить по-рязански. Проверено.
*
Культурные навыки присваиваются индивидом именно в детстве, тогда, когда внутреннее пространство сознания ещё довольно пусто, но полки и стеллажи уже вполне готовы. Вот и укладывается туда многое что: мама, папа, бяка, гудок парохода в утреннем тумане, баба, деда, температура под сорок, запах свежих простыней, мужчина, моющий свою машину под твоими окнами, страшное кино, закат солнца и небо в тысячу сто оттенков, недобрый сосед по лестничной площадке, очень странные картинки в книге про Гулливера.
*
Со временем свободного места на полках и стеллажах становится всё меньше, начинается архивация; вместо большого мужчины, моющего свою большую машину, создаётся некоторый символ, равнозначный всему образу. Постепенно большинство громоздких образов превращается в такие же символы, которые способны вдруг распаковываться и снова превращаться в мужчин и машины.
*
Как это происходит, что это за работа такая, происходящая внутри нас, мне кажется, никому и никогда не расследовать, не проследить. Нетрудно догадаться, что двух людей с одинаковым набором культурных навыков быть не может в принципе, - хотя бы потому, что в книге про Гулливера у них были иллюстрации разных художников.
*
Кто-то скажет: но есть ведь реперные образы, на которых всё-то и основано! Ну, да, есть. Но согласитесь, - песенка «В лесу родилась ёлочка» в душе у каждого человека порождает совершенно разные эмоции. Скажем, я (почему-то, не знаю сам, почему) к ней совершенно безразличен и никаких новогодних flashback’ов она у меня не вызывает.
*
Но, в любом случае, некая сумма культурных навыков у людей, живущих в пределах одного ландшафта (географического, языкового, культурного, экономического, политического etc.), конечно, присутствует. Покуда некий человек «внутри» этого ландшафта, он и не подозревает о своей особенности. Стоит ему покинуть пределы своего ландшафта – тут же приходит ощущение инаковости, пан-дискомфорта.
*
Потому что никому не дано очистить все свои полки и стеллажи с ненужным хламом и уставить их новенькими артефактами. Упомянутые выше символы – это уже не вещи и не образы, они превратились в операционные величины сознания. А изменить сознание можно лишь, стерев предыдущую версию. Если же наложить новое на старое, получится невероятная каша, - хехе, вожделенный немцами «мультикультурализм».
*
Что же до восторгов по поводу новой реальности, «мобильного человечества», когда весь мир, как цыгане шумною толпою, мотается туда-сюда, - ну, я-то на этот счёт никаких восторгов не испытую. Для того, чтобы этой шумной толпе было комфортно везде и всюду, следует позаботиться, чтобы культурных навыков у неё было как можно меньше, а те, что остались, были предельно унифицированы. Чтоб под каждым ей кустом был готов и стол, и дом.
*
В принципе, всё к тому и идёт. Бэтмэн, гамбургер и кола: вот тебе семья и школа.
Tags: Культурка-мультурка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • НЕТИ НЕТИ

    Одна из самых противоречивых и тем привлекающих к себе рефлексий недавнего времени, мне кажется, является вот эта, из книги Джона Фаулза…

  • ДОЧЬ ГЕНЕРАЛА КРУГЛОВА

    В эпоху, когда с героями ли, примерами ли для подражания весьма и весьма туго, многим приходится нелегко, ибо привычка сравнивать себя с другими,…

  • * * *

    Увези меня трамвай В край неспешный малолюдный Акварельный и этюдный Ну же трогайся давай Долго ль ехать кто бы знал Я придумаю по ходу Ну никак…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments