gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Category:

ОДА НЕСОВЕРШЕНСТВУ

0972a45c2db3d85af7eff2037101cba8

Если взять два ряда чисел

2 4 8 16 32 64 128 256

и

14 286 10 7 66 12 87 2,

в каком из числовых рядов содержится больше информации?

Во втором, конечно. Первый – последовательность чисел, каждое из которых является умноженным на два предыдущим числом. Второй ряд – с точки зрения здравого смысла, неупорядоченный. То есть для того, чтобы создать первый ряд, требуется лишь простейший алгоритм, минимум информации, позволяющий продолжать этот ряд до условной бесконечности. Второй нам предстоит заучивать-записывать, иначе эта последовательность ускользнёт и исчезнет для исследователя навсегда.

Если бы записываемая на цифровой носитель музыка полностью соответствовала виду первого ряда, то огромные массивы информации можно было бы сжимать до какого-то смешного состояния: начальная нота и алгоритм. Но это невозможно именно потому, что в музыке ли, во всём, что нас окружает, присутствует спонтанность, неупорядоченность, произвол.

По большому счёту, спонтанность, неупорядоченность, произвол и есть alma mater информации.

Представьте себе, что перед вашими глазами натянута чёрная нить. Она абсолютно однородная, полностью поглощающая свет. Прикасаться к ней вам нельзя. Как вы сможете определить, движется ли она (справа налево, наоборот ли) или совершенно неподвижна? Да никак, до той поры, пока вы не заметите на ней какие-то огрехи (потёртость, отслоившееся волокно, неокрашенный фрагмент). То есть до той поры, пока нить совершенна, она не даёт вам никакой информации. Как только она демонстрирует свою ущербность, вы понимаете: о, да эта нить движется слева направо!

В этом случае изъезженную фразу Дали «No tengas miedo de la perfección, nunca la alcanzarás»* можно переиначить примерно так: «Бойтесь совершенства, оно убивает смысл». Совершенства, разумеется, в человеческом понимании.

Ну, а что до музыки, столь мне милой, вот же простейший рецепт композиторского искусства: талантливый (гениальный) артефакт должен быть на 90-95% «совершенным» (то есть, по сути дела, никаким) – это для того, чтобы не отпугнуть слушателя раньше времени. А оставшиеся 5-10% - это то самое «несовершенство», ради которого всё и сочинялось. То самое, что и будет привлекать слушателя вновь и вновь, то самое, ради чего он будет слушать набившие оскомину алгоритмические последовательности.

Другое дело, что эти 5-10% должны быть настолько «несовершенными», что выпадали бы из любой табели о рангах несовершенства. Это, собственно, и есть основной критерий талантливости (гениальности).




*Что-то вроде «Не бойтесь совершенства, вам его не достичь»
Tags: Игры с реальностью
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments