
Московский философ и преподаватель Олег Петруня верные вещи говорит. В частности он толкует и о том, например, что наше сознание и есть первичная виртуальная реальность. Она совершенно индивидуальна, она в полном вашем распоряжении. Другое дело, что оперировать первичной виртуальной реальностью довольно сложно и затратно. Вернее, большинство людей довольствуются тем, что играют с ней в простенькие двумерные игры. Тех же, кто в состоянии развивать мерность своего первичного виртуального пространства и творить там невесть что, единицы.
*
Потому, когда была создана вторичная виртуальная реальность, то есть паллиатив подлинной, мы бросились на неё, как на нечто, «расширяющее сознание», «открывающее новые горизонты» и так далее. И вот появляется пресловутое 3D – мир, обладающий глубиной и перспективой, но ещё вполне отстранённый от нас. А вот говорят о 4D – мире, построенном таким образом, что вы уже чувствуете пребывание в искусственной среде; отстранённость ещё в той или иной мере сохраняется. Наконец, 5D – среда, попав в которую, вы не в состоянии идентифицировать её, как искусственно-наведённую*.
*
Всё это, конечно, очень здорово. Я уже писал когда-то о том, что в своё время наигравшись до тошноты в Half-Life 2, до сих пор вспоминаю те или иные карты, те или иные мизансцены. Стыдно сказать, я зачем-то по сию пору храню диск с игрой и время от времени борюсь с искушением снова установить её. Пока борюсь вполне успешно. Но диск не выкидываю.
*
Я думаю об этом феномене и прихожу к выводу, что те зрительные и динамические образы, которые я воспринимал во время игры, довольно глубоко проникли в моё сознание и слились с ним, - право, вот этому я совсем не рад. Мир Half-Life 2 ужасен, очутись я в нём действительно, я бы завыл от отчаянья и животного ужаса. Да ладно «действительно», окажись я в нём на упомянутом 5D-уровне, стало бы весьма лихо...
*
Мы, так или иначе восторгаясь достижениями виртуальной реальности, всё время забываем, что у всех этих наворотов есть вполне конкретные авторы, которые программируют свои пространства исходя из своих представлений о прекрасном-безобразном, добром-злом, небесном-инфернальном. Так что, когда мы позволяем ввергнуть себя в тот или иной мир, в то или иное пространство, мы соглашаемся с навязываемым нам эстетикой и моралью. Мы никогда не видели этих людей, мы совершенно не в курсе, что от них самих и от их т.н. «творчества» возможно ожидать.
*
Когда мне читают плохие стихи, когда я смотрю ужасное кино, когда я слушаю музыкальную дрянь, я вполне отдаю себе в этом отчёт. Но вообразите себе, что вы оказываетесь в 5D-пространстве, где вы уже не отличаете подлинное от искусственного, где тот мир, в который вас засунули, воспринимается единственно возможным. Представьте себе, что автор этого пространства – безумный гений и редкостный социопат, который своей целью имеет завладеть всеми возможными сознаниями всех возможных людей.
*
Быть может, у входа в этот мир всё будет более-менее пристойно и даже комфортно, но чем дальше вы будете продвигаться вглубь, тем страшнее и невыносимее будет происходящее с вами. А если спасительная кнопка esc вдруг неожиданно исчезнет из-под вашего пальца, что делать тогда, куда бежать, кому жаловаться?
*
Но оказаться в мире, нарисованном безумным социопатом, это ещё куда ни шло: какой-никакой, а всё же человек. Более страшно становится, когда вообразишь: на смену некрозоопедофилу придут машины, именно они и станут разлиновывать и чертить всё новые и новые карты ада. Тут уже не о добре и зле, прекрасном и безобразном, - человек окажется в нечеловеческом. Нетрудно догадаться, от человека в нём скоро не останется ни-че-го.
* Читаю какую-то рекламную побрехушку: «Последний, на сегодняшний день, 6D-формат является новейшей разработкой, позволившей не только вовлечь зрителей в сюжет фильма, но и дать им возможность самим предопределять, как будут развиваться события. По сути, это настоящий синтез фильма и компьютерной игры, где сценарий пишете вы и только вы. Особенностью данного формата является то, что каждому зрителю выдается специальный пульт, с помощью которого он может влиять на сюжет».
Это даже не смешно. «Вы пишете сценарий». Сколько же должно быть кнопок на упомянутом пульте, чтобы я мог написать свой сценарий»?
А так - человеку предоставляется право выбрать из двух-трёх вариантов, которые заранее подготовлены и упакованы. Странно нынче понимается «творческий подход» и «свобода воли».