
Вчера в разговоре с РЛ я самонадеянно заявил, что с лёгкостью могу описать странные изменённые состояния сознания, происходившие со мной, аж двадцатью пятью способами. Естественно, речь идёт не о состояниях, возникавших с помощью тех или иных веществ, а совершенно спонтанно, на бытовом уровне, без «помощи извне». Скажем, иду я по городу Томску, машу ногами, ничего не предчувствую и не ожидаю, - и вдруг меня накрывает некий инсайт.
Таковое действительно со мной происходило неоднократно, потому-то мне и показалось, что 25 вариаций – не так уж и много.
Но, когда я с жаром начал докладывать инсайт за № 1, я понял, что поставил перед собой задачу весьма многотрудную. Слишком непросто взять, и перевести комплекс тонких ощущений на грубый и неповоротливый человеческий язык.
Так что вчера я с грехом пополам сумел сформулировать лишь три варианта. Пришедши домой, я вдруг понял, что меня заело, и что следует хотя бы попытаться довести заявленное дело до конца.
Итак, № 1.
В какой-то момент окружающее пространство внезапно изменяет не структуру, а идеологию: начинает являть собой не реальное, а иллюстрацию реального. Ты постигаешь, что это не дерево, а искусное трёхмерное изображение дерева, вот этот дом – точная модель в масштабе 1:1 настоящего дома, вот эти автомобили - подобия подлинных. Причём, самое что странное, найти отличия изображаемого от «настоящего» не представляется возможным: всё слишком точно и скрупулёзно макетировано и копировано. Но убеждённости в том, что зримый мир – иллюстрация, это не подрывает нисколько… Нет, пожалуй, всё же одно отличие есть: наблюдаемый мир более светел и безупречен, будто бы подретуширован, исчезает всё, что обычно царапает глаз. Очень, очень хорошая картинка. Советую.
№ 2.
В какой-то момент изменяются характеристики субъективного зрения. Неуловимо меняется перспектива, - не грубо и явно, но именно на какой-то градус-другой. Глядя на объект, ты видишь его с большим охватом: ну, как бы три пары глаз под разными углами зрения наблюдают объект, после же передают своё ви́дение в некий координационный центр, где формируется суммирующий образ: не плоскостное изображение, не «барельеф», а, скорее, «горельеф». Проще говоря, изменяется глубина зрительного восприятия. Поэтому, наблюдая объекты в движении, я вижу изменения их внешнего вида под какими-то необычными углами, и двигаются они довольно странно. Хорошее ощущение. Но, как уже сказано, очень сложно передаваемое словами.
№ 3.
Представьте себе, что вы находитесь на открытом пространстве, и вдруг начинает мельтешить грубый стробоскоп. Его частота, поначалу невеликая, с каждой секундой убыстряется. Неприятное ощущение, травмирующее. Но вот частота переходит на уровень уже слабо различимый глазом и мозгом. Ещё выше, ещё выше. Наконец она достигает такого значения, когда зрение перестаёт страдать и воспринимает окружающий пейзаж вполне спокойно. Но память о стробоскопе не оставляет вас: и, вглядевшись в реальность, вы всё же понимаете, что всё вокруг по-прежнему «мелькает», пускай и с невероятной частотой. Ощущение на любителя, я не очень люблю подобную дискретность. С другой стороны, ощутить себя в живом кинотеатре, на живом трёхмерном экране, - почему нет? Интересно только, кто смотрит это кино?
(продолжение последует)