В штудиях Фёдора Гиренка то и дело мелькает излюбленный им образ – «грёзы». Ну, что-то вроде: «Человек – это не часть природы, (…) реальность – это не вещи, а объективированная иллюзия. Иллюзия же может быть либо объективирована в вещах и языке, либо актуализирована в мистериальных играх души».
*
Вот «мистериальные игры» - это и есть те самые «грёзы». Мне довольно часто близок язык этого автора, вот же и приведённая цитата довольно ловко и нетривиально описывает состояние дел в наших головах.
*
Особенно показательны любые социальные дискуссии, - будь оне на экране TV, будь в это бесконечном ящике, именуемом WWW. С заявленной точки зрения несколько (да хоть миллион) субъектов находятся в состоянии грёз и достаточно активно спорят ртами, чьи грёзы грёзше. Фантазмы фантазмнее. Обобщения обобщённее. Натяжки натяжнее.
*
Излюбленная тематическая грёза: Сталин. Субъект Х грезит на тему «Сталин великий вождь и учитель». Субъект Y грезит на тему «Сталин кровожадный тиран и гиперкуб-преступник». Грёзы разные, объединённые только лишь персонажем, вернее, не персонажем, а лишь последовательностью букв условного имени: С-т-а-л-и-н. Сталин субъекта Х со Сталиным субъекта Y не имеет ничего общего. Грёзы нелепые и висящие в воздухе, ибо ни Х, ни Y понятия не имеют о предмете дискуссии. То, что они именуют себя «экспертами», мало что определяет, с тем же успехом они смогли бы именовать «китобоями». А что, неплохо: «известный китобой в области истории советского периода».
*
Самое-то очевидное, что результат любой таковой дискуссии нулевой. Ну, а что можно ожидать от обсуждения своих галлюцинаций компанией опиоманов? «А мне привиделось, как Сталин сидит на огромной, колоссальной, непредставимо большой лошади, размеры которой не укладываются в наше понимание, и принимает Парад Победы». «А мне – что Сталин держит в руках огромный, непредставимо большой, колоссальный, фантастически большой топор и рубит головы; сразу по пятьсот тысяч голов». Тут подбежит третий: «Мне кажется, что на самом деле Сталин – это улица Обруб в городе Томске и всё, что там происходит, верно вам говорю, мне голос был».
*
Другое дело, что существует не раз помянутый феномен индукционного бреда. И вот тот субъект, у которого суггестивные способности покруче (уж не знаю, почему ему так свезло), вдруг становится «властителем дум», - ну, разумеется, «индуктором грёз». Я уже когда-то вспоминал, как в юности случайно попал на выступление Юрия Горного в своей родной школе № 50. В начале представления иллюзионист пожелал, чтобы все присутствующие (человек двести) сцепили пальцы рук на затылке. После пошептал, побормотал, поплевал, и молвил, что вот же, те, кто могут расцепить пальцы, пусть расцепляют. Осталось человек двадцать, у которых заело. С ними-то Юрий Горный и веселился весь последующий час, заставляя собирать цветочки на пустой сцене актового зала.
*
То же самое происходит и с индуцированием социальных бредовых состояний. И относиться к ним следует только так, - быть вовлечённым означает подключиться к чьим-то грёзам. Я с огромной радостью примкну к мистериальным играм некоей симпатичной девицы в шляпке, увенчанной букетом мухоловок. Но когда с экрана TV меня к тому же подталкивает какой-то неопрятный мужик с отвислым пузом, наполненным сокровенными знаниями, я постесняюсь и убегу.