gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Category:

ДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ СО СПЕШАЩИМИ И ОТСТАЮЩИМИ

матроны

Сравнительно недавно я написал про то, как старообрядцев будто бы чему-то учил; получил комментарий:

«Я, кстати, задумался, почему русские так быстро растворяются в эмиграции, - но это не касается староверов. Живут 200 лет в какой-нибудь Боливии, и не то, что не растворяются, но даже и не смешиваются: прямо вода и масло.
Видимо, дело в ощущении своего превосходства перед окружающими.
Если это чувство есть, то смешивания не будет».


Я всё же думаю, что слово «превосходство» в данном случае чрезмерное. «Инаковость», строгая институционализация различий.

Тут-то, как мне кажется, всё довольно просто. Кто-то едет «от», кто-то «за». Староверы уезжали от преследований. И поселись они хоть в Патагонии, они привозили туда и своё ощущение России, и саму Россию, как это ни вычурно послышится кому-то. И вот пребывание в этой компактной России не даёт никаких поводов для культурной ассимиляции, - а за ней и генетической.

Те же, кто едут «за», автоматически признают превосходство той культуры, в которую пытаются внедриться. Насколько они искренни, насколько это им удаётся, это уже другой вопрос. Но то, что они приехали «сдаваться» в обмен на определённый набор благ, это очевидно.

Оттого возникают претензии к фразе из комментария: «русские быстро растворяются в эмиграции». Есть смысл определиться в укоренённости «русскости». Что-то я не слышал о том, что за кордон валом валят жители сельской и поселковой провинции, - хотя, казалось бы, там условия жизни несколько более угрюмы, чем в москвах-питерах, им сам Бог велел. Да нет же, валом валят те, кто «вкушая вкусих мало мёду, омочив конец жезла». Ну, то есть жители мегалополисов и городов пожиже, те, для которых берёзки, матрёшки и балалайки столь же чужды, как и для любого иноземца. Граждане РФ, русскоязычные, наделённые теми или иными чертами русской ментальности, - но что ещё в активе? Посмотрите на каждого второго выпускника современной российской школы – что, помимо перечисленного, определяет его «русскость»? Если Синявский в 1973 году патетично восклицал про то, что, дескать, «Россия-Мать, Россия-Сука, ты ответишь и за это очередное, вскормленное тобою и выброшенное потом на помойку, с позором, — дитя!..», - то от этих хлопцев ожидать подобных страстей не стоит. Потому что и Россия, как таковая, для них мало что значит. И если он соберётся за бугор, то именно «за», а не «от».

(Впрочем, если для Синявского преследования инакомыслящих советским режимом – это «Россия», он тоже легко подменял действительное желаемым)

Понятно, что при таких раскладах любой подобный «русский» должен мгновенно раствориться в эмиграции. Но вот тут-то и наступает момент истины – не растворяется. Вернее, частично растворяется, но какие-то ошмётки и хлопья зловредно плавают околе, печаля и самого растворяющегося, и тех, кто наблюдает за оным культуросоциобиохимическим процессом. Некий Небесный Лаборант, вооружившись фильтровальной бумагой, легко бы мог избавить от этого безобразия. Но не тут-то было. Обладатель ошмётков и хлопьев вдруг ухватится за них с неожиданной нежностью, с очевидностью понимая: уже растворённое ему отныне не принадлежит, так пусть хоть это останется.

Индивидуальность имеет возможность проявиться лишь в однородной родственной среде. Кстати, в сотый раз напомню, что само слово «индивидуум» буквально переводится как «неделимый», «неразделённый» (Как там?.. Divide et impera - «разделяй и властвуй»). В своё время Мишель Фуко поименовал человека постмодерна «дивидуумом», в контексте этой темы многие и много чего понапридумывали и понаписали. Я же почитывал да подумывал: Господи, как же это всё далеко от меня...
Tags: Культурка-мультурка
Subscribe

  • 100

    С точки зрения разумных растений весьма странно выглядит страсть человека к их половым органам, сиречь цветам. Люди дарят их друг другу, бесконечно…

  • 100

    Представилось: скажем, в двенадцатилетнем возрасте все дети встречались бы с неким ясновидящим, который предсказывал их дальнейший жизненный…

  • 100

    С годами я пришёл к однозначному выводу: истоки моей гениальности пребывают в событиях 1983 года, когда на учебном центре военного училища…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments