gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

МОЯ МАЛЕНЬКАЯ МОНАДОЛОГИЯ

256px-Monad.svg

Урывками читая три книжки разом, нынче вздохнул с облегчением - «Homo Deus» сто раз помянутого Харари я добил. Впечатление то же, что и в начале чтения – писанина вирусная, недаром в первые два года она была переведена на все основные языки мира, от английского до китайского. Учитывая достоинства писанины, вернее, отсутствие оных, это означает лишь, что переводы, печать и пропаганда, с ней связанная, кому-то очень нужны.
*
Бог бы с ней, но я ещё раз обращу внимание на одно обстоятельство, меня крайне задевающее. Вот цитата:

«Однако в последние десятилетия науки о жизни пришли к заключению, что эта либеральная теория – чистый миф. Единственная подлинная сущность не более реальна, чем бессмертная душа, Санта-Клаус или Зубная фея. Стоит мне заглянуть в себя поглубже, и мнимое единство, принимаемое мной за данность, распадется на какофонию спорящих голосов, ни один из которых не является моим истинным «я».
*
Ещё раз: истинного «я» не существует, есть лишь неумолчный хор каких-то тварей, которые выдают себя – за меня.
*
Подобные откровения со стороны таинственной «науки о жизни» не новы, - со времён дедушки Фрейда культивируется эта идея расщепляемости «я» на невесть что. Там постарались и последователи Фрейда, да много кто ещё внёс свою лепту в уничтожение цельности индивидуума (напомню, что латинское individuum соответствует греческому ἄτομος (атомос), что переводится как «неделимое»).
*
Но забавно то, что многие критики утверждают: все эти теории множественности личности имеют лишь западное происхождение, - причём не столь уж и давнее, век-полтора-два. Это можно понимать довольно однозначно: сам феномен порождён не особенностями нейрофизиологии или каких-то иных смежных дисциплин, он имеет экзогенную природу. Иначе говоря, саму идею множественности сознаний сформировала цивилизация, а после уже навязала самым нежным своим отрокам и отроковицам.
*
В сознании западного человека есть два взаимоисключающих момента – крайний индивидуализм и патологическое нежелание принимать решения, за которые приходится отвечать. Самый расхожий пример, о котором упоминал сравнительно недавно – это нежелание западных мужчин обременять себя семьёй, ибо мера ответственности в таком случае совершенно перечёркивает все хотелки и нехотелки «свободной личности». Быть ответственным - значит, сознательно лишать себя немалой части независимости, а вот на это согласна всё меньшая часть обывателей мужского пола.
*
Если бы дело касалось только семьи, - на самом деле, подобного роза взаимоисключения накапливаются десятилетиями, превращая сознание внешне гладких буржуа в выгребную яму.
*
И тут появляются весёлые творцы таинственной «науки о жизни», и возглашают: «Дорогие буржуа! Никакая у вас не выгребная яма, у вас всё хорошо, просто у вас нет «я». Ну, то есть, что бы вы не делали, это всё не вы, а «какофония спорящих голосов». А с вас взятки гладки».
*
Буржуа переглядываются, они не совсем понимают, а кто же тогда они, если их, как таковых, нет в природе? Но после плюют на эти нюансы, главное – что они преодолели внутренний конфликт между индивидуализмом и долгом. Идея индивидуализма сохраняется, только теперь в башке не одно «я», а стопятьсот «я», что гораздо лучше и намного веселее. А долг и ответственность убивают себя об стену, потому что требовать чего-то от этой толпы совершенно нереально.
*
Вот и вся подоплёка игрищ с «нереальностью подлинной сущности человека».
*
Да и вот ещё что: даже если бы всё обстояло именно так, как писано у Харари, любой нормальный человек всё равно стремился бы к цельности, а не к разделыванию своей души на какие-то мерзкие куски. Даже если бы это противоречило таинственной «науке о жизни».
Tags: Психологические ытюды
Subscribe

  • (no subject)

    • Как Карамзин написал «Бедную Лизу», так вызывает его к себе старенькая инператрица Екатерина Алексеевна и говорит: «Ты что наделал, Николай…

  • (no subject)

    • Шёл Борис Слуцкий по нехорошему району, тут к нему пьяные хулиганы: «Это ты, что ли, лошади в океане? Давай, читай, с выражением чтобы». Слуцкий…

  • (no subject)

    • Звонит Пастернак императору Николаю Александровичу, тот трубку берёт: «А, Пастернак. Что вам угодно?» Тот говорит: хочу встретиться, поговорить о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments