gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

БУ

6356946329983855021211610466_past-present-future-752x490

Кто, как не Нассим Талеб мог сказать

«Считает что «мудр тот, кто видит будущее». Для меня мудр тот, кто знает, что не может видеть будущего».

Несмотря на формальную солидарность со смыслом сказанного, думаю, что со словом «мудрость» автор перемудрил. Всё же очень неверная субстанция эта самая «мудрость», или же «глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт». Если глубокий ум, прожив долгую жизнь, оказался в тупике, чем он отличается от сознания анемичного юноши, которому всё до лампочки и в его восемнадцать? И оправдание ли ему долгая жизнь и приобретённый опыт, которому, как оказывается, грош цена в базарный день?

В принципе, слова Талеба – вольный парафраз знаменитого «Я знаю только то, что ничего не знаю (но другие не знают и этого)», приписываемого то Сократу, то Демокриту. Здесь примерно то же самое: я дошёл до обнуления всего и вся своим умом, другим этого не дано. Весьма странное проявление превосходства.

А как бы было здорово. Приходят дети в первый класс, учительница с огромным букетом цветов неловко берёт в руку маленькую книжицу, и с выражением читает:

«Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа! Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать. Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь».

Дети слушают, открыв рот, присутствующие мамаши умиляются, смахивая непрошенную слезу краем носового платка.

После звонка всем выдаются сертификаты о получении максимально разумного образования, все идут домой, чтобы больше уже не возвращаться. Ах, школа, школа, умножительница скорби.
*
Нет, всё же, sacrébleu, обида берёт: как же так, такой умный, а волей-неволей предвижу всё тот же тупик, воткнувшись носом в который, буду принуждён закончить дни свои.

Ну… ну… хоть какие-то вопросы мудрёные позадаю для того, чтобы капитуляция не выглядела столь позорной….

А почему мы не видим будущего?

Как это объясняют, за ногу их в пекло, хвалёные фундаментальные науки?

Что это вообще такое – «будущее»?

Когда я начинаю читать книгу, финал этой книги – «будущее»? Он же мне вроде бы неизвестен?..

Когда я начинаю жить, финал моей жизни – «будущее»? Но он ведь мне известен?

Если будущее неизвестно, а я предполагаю себя смертным, возможно ли, что у меня есть шанс жить вечно?

Когда я умру, категория «будущее» для меня будет исчерпана?

А те, кто будет, скажем, наблюдать за тлением моего корпуса, это «будущее» будут фиксировать и говорить «О, у него ещё всё впереди»?..

Или попроще: у спящего человека есть «будущее»?

Или оно проявляется только в момент пробуждения?

И мы вправе утверждать нечто лапидарное: «треть своей жизни человек проводит без будущего»?

Ну, хватит... Ишь, разошёлся.
Tags: Игры с реальностью
Subscribe

  • СОСТОЯНИЕ №

    Самый популярный формат хранения и воспроизведения моего прошлого – это тысячи крошечных, 2-3 секундных «видео». С некоторыми cuts не возникает…

  • * * *

    Я соберусь тихо, я попрощаюсь рано, Долго борясь с рукавами драпового пальто. Спросишь моё имя, долго думать не стану: Οὖτις или Nemo, проще…

  • 100

    Мы уже проиграли невидимую войну, потеряв два поколения, перепоручив их воспитание бесполому интернету; они выросли такими, какими он их замыслил.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments