В многообразии и некоторой путанице идей Дугина мне очень близка мысль о возвращении к парадигме вечности. Причём речь не идёт о какой-то, скажем, религиозной реформе, - она пройдёт мимо большинства обывателей совершенно незамеченной. Речь идёт о смене именно общественных настроений и мнений.
«Смене» – потому, что господствующей ныне является довольно древняя парадигма Carpe Diem, сиречь «лови день», «живи одним днём»*.
Жить одним днём в действительности можно лишь тогда, когда ты до икоты, до судорог, до спонтанного стула боишься будущего. Я могу понять неизлечимо больного, дни которого до известной степени сочтены, - он вправе жить по принципу Carpe Diem.
Но когда целая цивилизация – я имею в виду, безусловно, европейскую, - делает императивом своего бытия всё тот же «Лови день», причём этот принцип безусловно блюдут все от трёхлетнего ребёнка до глубокого старика, - вывода может последовать как минимум два:
• Либо цивилизация смертельно больна, и тогда она вправе (см выше).
• Либо сам императив навязан кем-то и имеет вполне конкретные цели и задачи.
Что за цели-задачи? Их можно набросать, я думаю, немало, - ну, например:
• Образ «Пира во время чумы», как норма обыденного поведения. Таковым образом пируя, ты не жалеешь ни денег, ни иных средств, тебе не придёт в голову «отложить на чёрный день», ибо каждый твой день – пусть не чёрный, но преддверие оного. Подыхающей рыночной системе жизненно необходимы такие массовые настроения. Деньги должны делать деньги, и чем безрассуднее и масштабнее траты, тем дольше протянет эта дохлятина. За наш счёт.
• Тот же самый «Пир во время чумы», только уже морально-нравственный аспект его. Как там, у Пушкина?
«Многие
Гимн в честь чумы! послушаем его!
Гимн в честь чумы! прекрасно! bravo! bravo!» -
- выражаясь языком предместий, люди «попутали берега», у них один за другим исчезают мало-мальские моральные ограничители, тормоза, предохранители, отбойники. Этими людьми очень просто управлять – на чистом листе можно написать всё, что угодно. У них осталось три-четыре инстинкта плюс отчаяние – какая тут психология, с ними ребёнок управится, знай, нажимай на эти три-четыре кнопки и один рычажок.
• Страх перед будущим автоматически проецируется на ненависть к прошлому: ах, вот как, оказывается, нас привели в это отчаянное положение, вот как нас принудили так оскотиниться… Субъект повисает между ненавидимым прошлым и нестерпимым будущим, - о чём он в состоянии думать вообще, что он способен анализировать и воспринимать? Только сигналы от трёх-четырёх кнопок и рычажка.
• Страх перед будущим парадоксальным образом заставляет приближать это будущее: ну, скорее бы это уже случилось, скорее бы, скорее… Это находим выражение в циничнейших бреднях по поводу того, что время ускоряется, надо успевать, надо торопиться, надо-надо-надо поскорее, кто не успел, тот loser, ну, и так далее.
• Унижение религиозное сознания, религиозной веры как таковой – что же это, как не θάνατος, танатос, пресловутая «воля к смерти»? Именно религия даёт надежду на жизнь вечную, - как бы её кто-то не понимал буквально, - скажите мне, дураку, - отнимать эту надежду и не давать ничего взамен, кроме «пира во время чумы», - это что? Это «просто так», «так получилось», или некий замысел?
И того довольно, что сказано.
Вечность же даёт смысл всему, - и прошлому, и настоящему, и будущему. Не дурная бесконечность, которая от дьявола, не это идиотское «вечное возвращение» Ницше, о котором он говорил только шёпотом. Вечность, как некая ось, которая проходит через сознание каждого из нас, вокруг которой вращаются наши любови и нелюбови, радости и несчастья, подвиги и преступления.
Конечно, для того, чтобы эта ось появилась в сознании мистера Х, ему следует иметь хоть какое-то представление об умозрении, абстрагировании, трансценденции. Но, вообще говоря, это уровень выпускника старой советской школы.
*Любимая мною песня Щербакова «Ad Leuconoen»- это очень вольное переложение одной из од Горация (Carmina I XI), так это именно оттуда:
…Dum loquimur, fugerit invida
aetas: carpe diem, quam minimum credula postero.
…Пока мы говорим, убежит завистливое
время: наслаждайся настоящим, как можно меньше доверяйся будущему.