gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

SUB SPECIE AETERNITATIS

Carpe-Diem-Ambigram-Tattoo-For-Guys-1

В многообразии и некоторой путанице идей Дугина мне очень близка мысль о возвращении к парадигме вечности. Причём речь не идёт о какой-то, скажем, религиозной реформе, - она пройдёт мимо большинства обывателей совершенно незамеченной. Речь идёт о смене именно общественных настроений и мнений.

«Смене» – потому, что господствующей ныне является довольно древняя парадигма Carpe Diem, сиречь «лови день», «живи одним днём»*.

Жить одним днём в действительности можно лишь тогда, когда ты до икоты, до судорог, до спонтанного стула боишься будущего. Я могу понять неизлечимо больного, дни которого до известной степени сочтены, - он вправе жить по принципу Carpe Diem.

Но когда целая цивилизация – я имею в виду, безусловно, европейскую, - делает императивом своего бытия всё тот же «Лови день», причём этот принцип безусловно блюдут все от трёхлетнего ребёнка до глубокого старика, - вывода может последовать как минимум два:

• Либо цивилизация смертельно больна, и тогда она вправе (см выше).
• Либо сам императив навязан кем-то и имеет вполне конкретные цели и задачи.

Что за цели-задачи? Их можно набросать, я думаю, немало, - ну, например:

• Образ «Пира во время чумы», как норма обыденного поведения. Таковым образом пируя, ты не жалеешь ни денег, ни иных средств, тебе не придёт в голову «отложить на чёрный день», ибо каждый твой день – пусть не чёрный, но преддверие оного. Подыхающей рыночной системе жизненно необходимы такие массовые настроения. Деньги должны делать деньги, и чем безрассуднее и масштабнее траты, тем дольше протянет эта дохлятина. За наш счёт.

• Тот же самый «Пир во время чумы», только уже морально-нравственный аспект его. Как там, у Пушкина?

«Многие
Гимн в честь чумы! послушаем его!
Гимн в честь чумы! прекрасно! bravo! bravo!»
-

- выражаясь языком предместий, люди «попутали берега», у них один за другим исчезают мало-мальские моральные ограничители, тормоза, предохранители, отбойники. Этими людьми очень просто управлять – на чистом листе можно написать всё, что угодно. У них осталось три-четыре инстинкта плюс отчаяние – какая тут психология, с ними ребёнок управится, знай, нажимай на эти три-четыре кнопки и один рычажок.

• Страх перед будущим автоматически проецируется на ненависть к прошлому: ах, вот как, оказывается, нас привели в это отчаянное положение, вот как нас принудили так оскотиниться… Субъект повисает между ненавидимым прошлым и нестерпимым будущим, - о чём он в состоянии думать вообще, что он способен анализировать и воспринимать? Только сигналы от трёх-четырёх кнопок и рычажка.

• Страх перед будущим парадоксальным образом заставляет приближать это будущее: ну, скорее бы это уже случилось, скорее бы, скорее… Это находим выражение в циничнейших бреднях по поводу того, что время ускоряется, надо успевать, надо торопиться, надо-надо-надо поскорее, кто не успел, тот loser, ну, и так далее.

• Унижение религиозное сознания, религиозной веры как таковой – что же это, как не θάνατος, танатос, пресловутая «воля к смерти»? Именно религия даёт надежду на жизнь вечную, - как бы её кто-то не понимал буквально, - скажите мне, дураку, - отнимать эту надежду и не давать ничего взамен, кроме «пира во время чумы», - это что? Это «просто так», «так получилось», или некий замысел?

И того довольно, что сказано.

Вечность же даёт смысл всему, - и прошлому, и настоящему, и будущему. Не дурная бесконечность, которая от дьявола, не это идиотское «вечное возвращение» Ницше, о котором он говорил только шёпотом. Вечность, как некая ось, которая проходит через сознание каждого из нас, вокруг которой вращаются наши любови и нелюбови, радости и несчастья, подвиги и преступления.

Конечно, для того, чтобы эта ось появилась в сознании мистера Х, ему следует иметь хоть какое-то представление об умозрении, абстрагировании, трансценденции. Но, вообще говоря, это уровень выпускника старой советской школы.






*Любимая мною песня Щербакова «Ad Leuconoen»- это очень вольное переложение одной из од Горация (Carmina I XI), так это именно оттуда:

…Dum loquimur, fugerit invida
aetas: carpe diem, quam minimum credula postero.

…Пока мы говорим, убежит завистливое
время: наслаждайся настоящим, как можно меньше доверяйся будущему.
Tags: Моралите
Subscribe

  • 100

    Гвардей Цытыла произносит загадочное: «Малавалабыл». В г. Черняховск некто придумывает пароль для гаджета, ему в голову приходит: «Малавалабыл». В…

  • 100

    Представляется, что все политики, экономисты, социологи, культурологи – это актёришки захудалого театра под открытым небом с видом на извергающийся…

  • * * *

    Минуя броды, города, В объезд и по прямой, Домой, - неведомо куда, Но только бы домой. Сбежав из собственной тюрьмы, С дырявою сумой, Гоним…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments