Казалось бы, довольно расхожая мысль вдруг оборачивается какой-то иной своей стороной, заставляя углубиться в неё.
Ну, вот, скажем, Plus ça change, plus c'est la même chose. Слова Альфонса Жана Карра (фр. Alphonse Jean Karr; 1808—1890) , французского писателя и публициста.
Чем больше все меняется, тем больше всё остаётся по-старому (остаётся тем же самым).
Повторюсь, сама по себе мысль довольно тривиальна в том смысле, что, оторванная от конкретных примеров, практически не воспринимается сознанием. А примеров, тем не менее, великое множество.
Появление компьютеров неизбежно повлекло за собой появление касты небожителей, - тех, кто в состоянии оперировать этими самыми монстрами. Тот же Саша Привалов из «Понедельник начинается…», - вся профессура НИИЧАВО ему в пояс кланялась, чтобы получить какие-то необходимые ей результаты. Тонны каких-то плотных бумажек с цифирками и пробитыми дырочками, именуемые «перфокартами», - ну, кто из смертных мог тогда вообразить, что взаимодействовать с ЭВМ возможно как-то иначе?
Однако прошло два-три десятка лет, - и вот у каждого в кармане таковой компьютер (непредставимо больших возможностей, разумеется), - и что же? Постаревший Саша Привалов с помощью своего iPhone по-прежнему творит всяческие чудеса на потребу Кристобалю Хунте или Фёдору Киврину? Нет, постаревший Саша Привалов всего лишь вопрошает Siri, где в окрестностях можно найти общественную уборную.
Небожители остались, но у большей части населения они уже не вызывают никаких возвышенных эмоций, как и старые добрые космонавты-астронавты.
Итого: явившись миру в 40-е годы, вся эта электронно-вычислительная машинерия прошла несколько этапов становления, включая «мифологический», «алхимический», «романтический», прочие – и дошла до этапа нынешнего, абсолютно приземлённого, выполняющего совершенно утилитарные, а порой и грязные функции.
Сидит девица в автобусе и читает что-то в смартфоне своём – что, «Логико-философский трактат»? «Tabula Smaragdina Hermetis»? Или свежую статейку Niklas Boström? Вряд ли.
Если до чтения дело дошло, - и тут пример, намного более растянутый во времени.
Изобретение письма - дело давнее и совершенно кулуарное. Кто на протяжении тысячелетий владел искусством читать-писать? Единицы,- жрецы, монахи, отдельные любопытствующие из светской среды.
Начиная с Просвещения пошло-поехало, в конечном итоге вылившись в социально декларированную обязательность. «Буки-аз, буки-аз, счастье в грамоте для нас». Ладно же, добились повальной (условно, конечно) грамотности населения. Что дальше?
А ничего. На каждом «книжном» сайте особый раздел – аудиокниги. Покуда невеликий, но набирающий своих адептов день за днём. Мой школьный друг, вскапывая огород на загородном участке, вот уже много лет по ходу дела слушает книги. В основном детективные романы.
Чтение затратно и неэффективно. Оно предполагает особую среду, особые условия, настроенность, отсутствие раздражающих факторов и много чего ещё. Погружаться в таковые условия «в невероятно быстро меняющемся мире» - непозволительный архаизм, потому цивилизационно навязываемый навык теряет свои позиции десятилетие за десятилетием: зачем читать, если всё, что тебе необходимо, ты можешь узнать у Siri? (см. выше) Про «зачем писать» я даже не заикаюсь.
Так что постепенно, если ничего не изменится, институт письма-чтения снова станет уделом жрецов-монахов. Большинству же вполне хватит эмодзи. Многим уже вполне довольно.
«Пив-ная», «Извозчик», «Мест нету», «Вечерняя газета», «Лучший подарок детям», «Абырвалг».