gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

Categories:

МОЛЧАНИЕ

Снимок

У Арона Гуревича, именитого медиевиста, есть книга, название которой мне вспоминается чаще, чем её содержание (нет, книга тоже хороша): «Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства».

Ну, да, большая часть населения средневековой Европы не оставила никаких следов своего пребывания на Земле, - прожило да сгинуло. Автор по косвенным источникам пытается восстановить черты его мышления, быта и образа жизни.

Я же вспоминаю это название отнюдь не применительно к прошлому, - вознесенская «ностальгия по настоящему» мает меня.

Я же понимаю, что всё то, что я читаю и вижу на экране, - это результаты деятельности 1-2% жителей моей страны, и то слишком. И то, что живут они в основном в столицах, и то, что причисляют себя к интеллектуальной элите, и то, что треть их (да больше…) – представители народа, общая численность которого в России составляет 0,16%.

Я ничего не имею против москвичей, питерцев, интеллектуалов и евреев, но перекос уж слишком явный. Что средневековье с его «безмолвствующим большинством», если мы сейчас живём в обществе, где этого большинства нисколько не меньше, чем, скажем, бытовало в империи Карла Великого…

После всего сказанного от меня можно ожидать крайней ажитации, воплей «Алло, мы ищем таланты», лозунгов типа «Провинция, громко заяви о себе». Да нет, не будет этого.

Потому что как-то скрыто, исподволь, я понимаю, что «культура безмолвствующего большинства» и должна оставаться таковой, - не нуждается она в каких-то там «выразителях дум и чаяний». Вон, барин Некрасов в позапрошлом веке попытался стать таковым для русского крестьянства, оставив потомкам стадо карикатурных образов, которые только совсем уже обезумевший читатель может принять за чистую монету и по ним судить о жизни «безмолвствующего большинства» во второй половине XIX века.

Это жизнь элиты, условных верхов, разлинована и предсказуема, как старый анекдот. Она давно и безвозвратно десакрализована. Она описана в тысячах книг, фильмов и прочих мемориях. Она навязывается повсеместно и довольно бесцеремонно, хотя дураку ясно, что там и навязывать-то особо нечего. Упомянутые выше 1-2% ведут некий назойливый, перетекающий с голоса на голос, нарратив про себя, любимых, - это называется «культурно-историческое пространство». И против оного процесса я ничего не имею, я о другом.

Я о том, что принимать этот нарратив за подлинное культурно-историческое пространство без смеха может только его участник.

И о том, что то, что в действительности являет собой подлинное культурно-историческое пространство, сокрыто и невыразимо.

Я бы очень много отдал за то, чтобы подробно и ясно узнать путь жизни моих любимых бабок-дедок, давно уже умерших и унесших с собой свой невысказанный нарратив.

Дед умер в 1991-м, бабка – в 1999. Они по сию пору во снах являются мне и говорят со мной, но, проснувшись, я скоро всё забываю. Или же помню, но в какой-то странной форме, невыразимой ни мысленно, ни вербально. Второе мне кажется более верным.
Tags: ЛИЧНОЕ
Subscribe

  • МИМО ЯРА (МЕМУАРЫ)

    Когда осенью 1985 года как-то неприметно и неявно появился дуэт Горкавенко – Иванов, особых планов, связанных с ним, я ещё не строил. Но вот…

  • FOOL ON THE HELL

    Время от времени поглядывая политические talk-show, я замечаю забавное: в среде посредственных, но выверенных и говорящихправильныеслова…

  • ОТВЕЧУ

    Странно: первая из известных публикаций Михаила Бахтина («Искусство и ответственность», 1919), крошечная заметка, каким-то непостижимым образом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments