В каком-то старом эссе Павла Крусанова читаю: «Действует некий закон вытеснения в элиту: непонимание и враждебность окружающих заставляет людей, способных к созданию новых форм, менять образ жизни до тех пор, пока они не обретут единомышленников».
Ну, может, не так категорично, не так брутально, но, да, работает этот «закон вытеснения в элиту». Однако я бы не взялся за эту тему, если бы не замаячила в моей голове какая-то мысль vs. упомянутого закона. Ну, что-то вроде:
Да, вытеснение, выдавливание. Да, осознание своей мыслительной и поведенческой инаковости. Дело долгое, многоступенчатое, мучительное, грешное. В конечном итоге, нахождение какой-никакой ниши, в которой тебе более-менее комфортно, нравственные repères вроде бы тождественны, словари совпадают, ну, и прочие малые радости.
Однако проходит какое-то время, и становится ясно, что, право, ресурсы самообмана исчерпываются. И что элиту эту самую ты в своё время представлял совсем иначе, ну, уж так совсем-совсем, что хоть вой.
Набор и именования пороков, быть может, иные, нежели те, от которых бежал когда-то, но число их нисколько не меньше, а интенсивность уж куда затейливее.
Только войдя в круг этой самой творческой элиты, начинаешь разбираться, кто есть кто, и скоро становится понятно, что на одного «создателя новых форм» приходится по десять эпигонов.
Ну, и так далее. Ходит по́ двору экзема, за экземою коза. Дети, если вы богема, буду драть за волоса́.
Вот тут и начинает действовать новый закон – «закон дистанцирования от элиты». Это очень плохая штука.
Постепенное возрастание неприязни к элите ставит человека в идиотское положение: вернуться «назад» невозможно и не имеет смысла. Оставаться в том же кругу всё томительнее, скучнее и беспросветней. Вот это «казнить нельзя помиловать» без всякой возможности поставить хоть какой-то знак препинания и есть маленький ад, который всегда с тобой.
Потому приходится как-то изворачиваться и юлить; «дистанцироваться» звучит солиднее. А ещё можно: «Свой среди чужих, чужой среди своих». А ещё можно: «Да, они со мной, но постелите мне отдельно, только где-то неподалёку».
Наш «создатель новых форм» прекрасно знает: иного мира, иной более достойной ниши жизнь ему уже не предоставит, от добра добра не ищут. Вот и висит он между тем и этим, между небом и землёй. Тут шалавы, там консумантки. Тут хэппенинг, там блядки. Тут плоть довлеет над духом, а там дух такой, что плоти становится стыдно.
Интересно, а что дальше? Ну, вот «закон вытеснения в элиту». Ну, вот «закон дистанцирования от элиты». А какой-нибудь третий закон есть?.. Ну, поживём - увидим. Жизнь длинная.