gvardei (gvardei) wrote,
gvardei
gvardei

ПРОЦЕССИИ

У Басинского в его опусе «Лев Толстой: бегство из рая» мне понравился вот этот момент:

«Позади остались усадьба и деревня Ясная Поляна, через которую два часа назад проехал удивительный кортеж. В коляске, запряженной парой, сидел старенький граф в ватнике и армяке, в двух шапках (очень зябла голова); рядом врач, невозмутимый, с неизменяющимся выражением лица Душан Петрович в коричневом потертом тулупе и желтой валяной шапочке; впереди на третьей лошади – конюх Филя с горящим факелом (по словам Саши) или фонарем (по словам Маковицкого). Деревенские жители встают рано, и в некоторых избах уже светились окна, топились печи. На верхнем конце деревни развязались поводья. Маковицкий сошел с пролетки, чтобы отыскать конец повода, и заодно посмотрел, накрыты ли у Л.Н. ноги. Толстой так торопился, что закричал на Маковицкого. На этот крик вышли мужики из ближайших домов».
*
Финал эпизода с поводьями и криком не столь и важен. Меня в первую очередь впечатлило вот это ощущение карнавальности и нелепости происходящего: Толстой в двух шапках, в армяке и ватнике, словак Маковицкий, преданный Толстому, как пёс, записывавший за ним чуть не каждое слово (у него в правом кармане пиджака постоянно пребывали плотные куски бумаги, на которых он вслепую что-то записывал, а ночью по 2-3 часа расшифровывал эти каракули).

Конюх Филя, в одной руке сжимающий факел, в другой фонарь…
*
Мне вспомнился финал «Бедного Пьеро» Акилле Кампаниле, пьесы, прочитанной ещё в ранней юности:

«Когда занавес опускают, участники похоронной процессии проходят перед зрителями по авансцене, одни уходят за занавес, другие выходят из-за него — движение идет по кругу. Когда актеров не видно, они успевают изменить что-нибудь в своем костюме или в гриме, чтобы у зрителя создалось впечатление, будто он видит все новых и новых людей и кортеж бесконечно велик. Так перед нами проходят:
1) все участники спектакля в том виде, в каком они выступали перед нами;
2) все с раскрытыми зонтиками;
3) все со свечами или факелами в руках;
4) все в церковном облачении;
5) с длинными приставными носами, в темных очках;
6) все плешивые;
7) все с пышными шевелюрами;
8) в военном обмундировании, с касками на голове и т. д.;
9) в треуголках дипломатов, адмиралов и т. п.;
10) в монашеском одеянии с капюшонами;
11) с духовыми инструментами и барабанами (оркестранты).
При этом зрители увидят все аксессуары похорон, как-то:
подушку с орденами и медалями; подушку со шпагой;
развевающиеся плюмажи, которыми украшают катафалки; а также:
12) капельмейстера оркестра с маршальским жезлом вместо дирижерской палочки;
13) плакальщиц;
14) мэра в цилиндре и с трехцветной лентой через плечо;
15) представителей городских властей в цилиндрах;
16) человека, делающего вид, будто он произносит надгробное слово;
17) плачущего мужчину;
18) двух участников процессии, живо обсуждающих какие-то свои дела, и так далее и тому подобное (актеры все те же, и проходят они под все тот же похоронный марш).
К о н е ц»

*
Ну, и это, конечно:

Tags: Всякия глупостя
Subscribe

  • ОСТРАКИЗМ

    Всё же странно представить себе подобное: * Вот квартал пятиэтажек. Вот во дворе собираются мужчины-собственники квартир, то есть «граждане». Вот…

  • CV

    «…понимая, что история в СССР — ложь, пропитанная идеологией» (Имярек) Когда я в 1001-й раз читаю подобные сентенции, мне, во-первых, разом…

  • DREAM TEAM

    «По моим наблюдениям, в конце 19-го века и еще более в начале 20-го в каждой русской семье, не исключая и царской, обязательно имелся какой-нибудь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments